Армянские коллекции в Российском этнографическом музее. Виктор Иванов
В собрании этого известного во всем мире музея, расположенного в специально построенном в начале XX столетия по проекту В. Ф. Свиньина здании, сегодня сосредоточено около 500 тысяч подлинных вещевых памятников и фотографий по традиционной культуре 158 народов России и сопредельных стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии. Открытый в 1902 году как Этнографический отдел Русского музея, он сразу начал вести широкую научную работу, его сотрудники собирали, описывали и бережно хранили предметы, связанные с традиционной культурой различных народов, населяющих Российскую империю. Тогда же стало формироваться и музейное собрание по народам Кавказа, которое сегодня объединяет более 25 тысяч предметов. По экспозиции «Народы Южного Кавказа», где представлены уникальные экспонаты, характеризующие высочайший уровень армянской материальной культуры, нашего корреспондента Виктора Иванова провела и рассказала о них старший научный сотрудник музея Лусинэ Гущян.
Армянские коллекции начали собираться уже в 1902-1904 годах. Одним из первых собирателей был известный этнограф и археолог С. В.Тер-Аветисян. Благодаря ему, музей имеет великолепные предметы армянской культуры и быта из различных регионов проживания армян.
В1909 году кавказоведческие исследования в музее возглавил Александр Александрович Миллер — отставной военный, закончивший Высшую школу социальных наук и Антропологическую школу в Париже по курсам доисторической археологии, истории первобытной культуры и этнологии. В 1907 году он был приглашен на службу в Этнографический отдел Русского музея и приступил к изучению бытовой материальной культуры народностей Кавказа. В те годы существовала практика назначения корреспондентами музея людей родом из тех мест, откуда привозили предметы. Одним из таких корреспондентов был студент Санкт-Петербургского университета Александр Флоренский, мать которого была армянкой. Он привозил предметы материальной культуры из городов Артвин, Ардануч, Батум.
Особенно важной для музея была экспедиция 1916 года, которую А. А. Миллер провел совместно с Николаем Яковлевичем Марром и Иосифом Абгаровичем Орбели. Они работали на огромной территории вокруг озера Ван. В их задачу входил поиск разнообразных археологических, этнографических, лингвистических находок. Вместе с ними были также один из сотрудников музея Александр Гаврилович Алешо и переводчик Павел Никитович Макинциян, прекрасно владевший армянским и русским языками, а также несколькими европейскими. Это позволило правильно зафиксировать как топонимы, так и названия предметов, которые там находили. В Советской Армении в начале 1920-х годов он занимал посты наркома внутренних дел и наркома просвещения. Одним из результатов ванской экспедиции была находка И.А. Орбели больших клинописных надписей VIII века до нашей эры.
В огромных застекленных пространствах выставлены экспонаты — свидетельства материальной культуры армян. Среди них костюмы, привезенные А. А. Миллером из села Алура, расположенного к северо-западу от озера Ван, то есть из тех мест, которые не были затронуты европейским влиянием. Лусинэ Гущян особо подчеркнула, что в распоряжении музея имеются не отдельные элементы убранства, а весь комплекс костюма, свойственного данной эпохе и местности. Рядом с одетым в традиционный костюм мужским манекеном — орудия земледельцев: плуг, серпы, наперсток для защиты пальцев во время жатвы. В витринах помещены хачкар — резная каменная стела с изображением креста, самый важный символ христианской армянской культуры, и камнерезные инструменты, с помощью которых они изготавливались. Тут же выставлены церковная утварь и другие атрибуты христианского культа.
Ремесло было основным занятием армян. На выставке представлены кузнечные инструменты и изделия из металла: подковы, замки, рессоры, посуда,чеканка по меди. Обращает на себя внимание необычный подсвечник: по его винтовому стержню, укрепленному на основании, можно было передвигать вверх и вниз подставку для свечей. Интересна и необычная кружка для питья воды: на ее донышке изнутри укреплена полусфера с двумя отверстиями. Во время питья вытекающая из них вода журчала, как бы «пела». В соседней витрине представлено изготовление набойки — ткани с напечатанными на ней вручную узорами. Мы видим набивные доски и готовые ткани с различным рисунком. Традиционно набойным ремеслом в Армении занимались мужчины.
Важным народным ремеслом у армян было и ювелирное дело. Армянская ювелирная школа — одна из древнейших в мире, ее мастерами испокон веков создаются настоящие шедевры. Самобытное ювелирное искусство Армении славилось благодаря уникальному сплаву тонкой техники и неуемной фантазии мастеров. Искусство литья, резьбы позолоту и серебру, чеканки, украшения цветными камнями, их шлифовки и изготовления оправ отразилось в удивительных культовых и бытовых украшениях. Едва ли не со времени изобретения армянского алфавита в переплеты из золота и серебра оправлялись ценнейшие рукописные книги. Работы многих ювелиров связаны с традициями мастеров Муша, Битлиса, Вана. В Ване, например, применялась оригинальная техника эмали. Нынешние ювелиры опираются на армянскую школу прошлых веков, поэтому их работы так высоко ценят. В каждой армянской семье до сих пор принято дарить детям на совершеннолетие украшения из драгоценных камней и металлов — серебряные и позолоченные пояса, пряжки, пуговицы, головные украшения, ожерелья, кольца, кофейные и чайные сервизы.
В Армении всегда было много видов музыкальных инструментов, история которых насчитывает века и тысячелетия. Один из самых древних, еще со времен государства Урарту — дудук. Среди армянских народных музыкальных инструментов можно выделить группы духовых, струнных и ударных, также представленных на экспозиции. Вот девушка играет на лютне, вот, рядом с веселым гюмрийским юношей, кеманча (кеман) и тар — струнные смычковые инструменты. У всех этих инструментов разные статусы, наиболее демократичны из них — дудук и зурна, а на кемане играл прославленный ашуг Дживани. Дамы же обычно играли на лютнях.
В одной из витрин создан типичный интерьер старинного городского жилища, где представлены разнообразные предметы быта: диван, детская люлька, ковры, одежда и принадлежности для бани. Посещение бани у армян было не просто гигиенической процедурой. Это важный элемент национальной культуры. Баня воспринималась как клуб, куда ходили в нарядных одеждах. Здесь представлены вышитая серебром женская рубашка из Александрополя, банный халат, маленький сосудик для румян, серебряные щипчики для удаления волос. Все это складывалось в платок, который вслед за госпожой нес мальчик-слуга. Женщины приходили в баню утром, а возвращались домой поздним вечером, вдоволь наговорившись со своими подружками, обсудив последние городские новости.
В этой же витрине — фигура девушки в изысканном костюме, занятой плетением кружева. Плетение кружев и вышивание были наиболее распространенными видами рукоделия среди девушек- горожанок, в частности из города Артвин. Как уже говорилось, в фондах Российского этнографического музея хранятся не только отдельные элементы костюмов, но и привезенные или приобретенные полные комплекты одежды. Благодаря этому можно увидеть, как сочетались отдельные предметы, как украшался весь костюм, чем различалась одежда девушки и замужней женщины.
Соседняя витрина знакомит посетителей с промыслом, традиционным для региона Арцах (Нагорный Карабах), — ковроделием. Ковры в жизни армян имеют особый статус, их первоначально принято было вешать на стены, как некий религиозный символ. В интерьере арцахского дома представлена и разнообразная кухонная утварь, в том числе специальный сосуд для изготовления плова. В центре жилища — фигура хозяйки дома в нарядном костюме из дорогих тканей, причем все элементы его украшены серебряными деталями. Рядом с ней лош- карница — большая деревянная чашка, куда по случаю рождения очередного желанного малыша помещалась деревянная ложка, как знак признания нового члена семейства.
Важно отметить, что каждый раздел этой экспозиции сопровождается важным информационным дополнением. Прямо под потолком укреплены огромные панно с видом местностей, где работали исследователи. На стенах зала — стенды с поясняющими текстами и мультимедийные экраны, где можно увидеть замечательные фотографии, в том числе сделанные старшим научным сотрудником музея Лусинэ Гущян во время своих этнографических экспедиций.
Сама она родом из Еревана, закончила исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, преподавала историю и латынь, а последние десять лет с удовольствием работает в Российском этнографическом музее. Она говорит, что Санкт-Петербург для нее очень интересен как центр не только востоковедения в целом, но и арменоведения, что он вобрал в себя огромное многообразие различных культур, которое представляет всему миру.
В настоящее время Лусинэ Гущян готовит новую выставку — «Мир традиционной армянской культуры», которая открывается 27 апреля. На ней будут представлены предметы из музейных коллекций Миллера, а также собирателей Флоренского, Тер- Аветисяна и других. Посетители смогут познакомиться с традиционными армянскими ремеслами, ювелирным и оружейным искусством, ковровыми изделиями, музыкальными инструментами и предметами повседневного быта армян. Впервые готовится карта, на которой будет представлено размещение различных традиционных ювелирных школ на территории Армении.