Столетие трагедии армянского народа. Дмитрий Рущин
Весной этого года исполняется столетие массового убийства армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны (1914-1918). Это событие характеризуется многими исследователями и политиками, прежде всего армянскими, как геноцид. Трагедия вековой давности — до сих пор очень острая и актуальная проблема в международных отношениях. Президент Турции Тайип Эрдоган в апреле 2014 года, будучи премьер- министром, пожелал, «чтобы души армян, погибших в событиях начала XX века, покоились с миром», а их внукам передал свои соболезнования.
Многочисленные исторические свидетельства говорят о том, что в Османской империи к народам различных вероисповеданий относились с достаточной терпимостью, вытекавшей из турецкой философии, основанной на сострадании и уважении общечеловеческих ценностей, созданной такими великими мыслителями, как Юнус Имре и Джалаледдин Руми. В Османской империи на протяжении долгих лет армянская община росла и процветала. Многие османские армяне были богатыми банкирами, торговцами и промышленниками, некоторые из них даже занимали высокие посты в правительстве. Так, в XIX веке 29 армян удостоились самого высокого государственного звания паши, в империи было 22 армянских министра, включая министра иностранных дел, министра финансов и торговли. 33 армянина избирались в парламент, сформированный в 1826 году, 7 армян были послами, 11 — консулами. Армяне сыграли значительную роль и в развитии турецкого, османского искусства.
Однако в XIX веке в некоторых странах происходил рост национализма, во многом способствовавший развязыванию в дальнейшем Первой мировой войны. Не обошло это и Османскую империю, где возрастал национализм как турецкий, так и армянский. Среди образованных армян после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 годов становится популярной идея независимого армянского государства. Общая ситуация в стране осложнялась из-за вмешательства западных держав и России, стремившихся к территориальным приобретениям за счет Османской империи.
В январе 1913 года в результате государственного переворота в Турции к власти пришел неофициальный триумвират в составе Энвер-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши, сосредоточивший в своих руках всю власть в стране. Правительство младотурок, находившееся в период Первой мировой войны у власти в Османской империи, пошло на союз с Германией. Оно, надеясь сохранить остатки ослабленного государства, приняло на вооружение идеологию пантюркизма. В частности, существовали проекты воссоздания огромной Турецкой империи, вобравшей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири, простиравшейся от Балкан до границ Китая. Предполагалась тюркизация всех национальных меньшинств империи. Армянское население, а также ассирийцы и понтийские греки рассматривались как серьезное препятствие для реализации этого плана.
Младотурки использовали начало Первой мировой войны в качестве удобной возможности для осуществления своих планов. В это время они организовали в разных регионах страны уничтожение людей и депортацию, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти.
На восточном фронте в январе 1915 года войска под командованием одного из главных проводников идеологии пантюркизма, инициатора заключения Турцией военного союза с Германией и вовлечения страны в мировую войну, Энвер-паши потерпели под Сарыкамышем жестокое поражение от русской армии. Ее победе в значительной степени способствовали действия армянских добровольцев из числа проживавших в Российской империи армян, что привело к широкой пропаганде мнения о предательстве армян в целом.
24 апреля 1915 года арестом и последующим уничтожением нескольких сотен представителей армянской интеллигенции, в основном в столице Османской империи Константинополе (Стамбуле), начался первый этап истребления армянского населения. В Армении эта дата имеет большое значение и является нерабочим днем. Ныне день 24 апреля ежегодно отмечается армянами во всем мире как день памяти жертв геноцида армян. Вторым этапом трагедии было разоружение и убийство турецкими сослуживцами около ста тысяч мужчин - армян, призванных в турецкую армию. Третий этап трагедии ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню. Во время этих маршей тысячи людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и враждебным местным мусульманским населением, другие погибли от голода и эпидемий. Многие женщины и дети подверглись насилию. Также имело место их насильственное обращение в ислам. Все это сопровождалось кампанией по уничтожению армянского культурного наследия: архитектурно-исторические памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, где сеяли кукурузу и пшеницу, армянские кварталы городов разрушались или занимались турецким и курдским населением и переименовывались.
В канун Первой мировой войны в Османской империи жило от 1,5 до 2,5 миллионов армян. По разным оценкам, от нескольких сот тысяч до 1,5 миллионов армян было уничтожено за период с 1915 по 1923 год. Оставшиеся полмиллиона рассеялись по всему миру, дав толчок развитию армянских диаспор в разных странах. Помощь армянам во многих случаях каралась смертью, тем не менее известны многочисленные случаи спасения армянских детей турецкими семьями, а также протестов османских чиновников, отказывавшихся принимать участие в убийствах армянского населения. Представители союзницы Турции Германии в большинстве своем пассивно потворствовали репрессиям против армян.
Первая международная реакция на насилие последовала в мае 1915 года: Россия, Франция и Великобритания сделали совместное заявление, где зверства против армянского народа определялись как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались на том, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.
Ныне армянская диаспора во всем мире, армянские историки, писатели и публицисты активно развивают тему столетия геноцида армян и дня памяти его жертв 24 апреля. В противовес этому нынешние турецкие власти решили назначить празднование 100-летия Галлиполийской битвы в ходе Дарданелльской операции. Первая высадка десанта войск Антанты действительно произошла 25 апреля 1915 года, хотя сама окончившаяся неудачей для союзников операция началась еще в феврале 1915-го и закончилась эвакуацией десанта в январе 1916 года.
В США существует чрезвычайно мощное армянское лобби, которое по своему влиянию уступает лишь еврейскому. Это лобби весьма успешно продвигает идею официального признания американскими властями и американским обществом геноцида армян. Однако правительство США вынуждено в данном вопросе проводить достаточно осторожную политику, поскольку Турция, начиная с 1946 года, является одним из важнейших союзников США на Ближнем Востоке, членом НАТО, а теперь еще и союзником Запада в объявленной глобальной войне с террором. Франция же официально признала геноцид армян и даже ввела уголовное преследование против тех, кто его не признает.
В течение последних 20 лет тема событий 1915 года стала шире обсуждаться в турецком обществе. Это видимый результат здорового развития страны и вызван общей демократизацией в Турции. Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу в декабре 2013 года назвал переселение армян в 1915 году ошибкой и бесчеловечностью. Ранее МИД Турции подготовил семистраничный доклад «События 1915 года», который был издан на турецком и английском языках и отправлен во все структуры общественного сектора. В докладе геноцид армян представлен как «трагические события», а армяне — как привилегированная нация Османской империи. В докладе МИД Турции отмечалось, что в 1890-е годы армяне по наущению других сил начали восставать против Османской империи, а в годы Первой мировой войны сотрудничали с русскими и якобы убили 523 тысячи 955 турок.
До сих пор между Турцией и Арменией отсутствуют нормальные дипломатические отношения, 330-километровая граница между двумя странами закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары. Сложные отношения между двумя странами вызваны рядом обстоятельств, связанных, в частности, с поддержкой Анкарой позиции Азербайджана по карабахской проблеме, острой реакцией Турции на процесс международного признания геноцида армян 1915 года в Османской империи и территориальными претензиями Армении к Турции. «Армянская сторона настаивает на том, что турецкая политика конца XIX и начала XX века может быть названа геноцидом, и добивается, чтобы это признали как можно больше стран, а желательно и ООН. В первую очередь, это нужно потому что, если большинство стран и сама Турция признают геноцид, то теоретически можно будет действовать по аналогии с тем, как действует Израиль в ситуации с холокостом. Можно будет требовать от Турции различные компенсации, в том числе и территориальные»,— полагает доцент Факультета международных отношений СПбГУ Александр Сотниченко, считая, что именно этого Турция старается избежать.
В октябре 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Однако уже в декабре 2009 года тогдашний премьер-министр Турции Эрдоган заявил, что Анкара не ратифицирует протоколы до разрешения карабахского конфликта. В апреле 2010 года президент Армении Серж Саргсян подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов, заявив, что Турция не готова продолжать начатый процесс. Тем не менее Анкара по-прежнему привержена протоколам о нормализации отношений с Ереваном, подписанным между Турцией и Арменией в октябре 2009 года.
Ныне отрицание геноцида армян базируется в основном на следующих утверждениях:
— массового убийства армян в Османской империи никогда не было;
— гибель армян произошла не в результате злого умысла, а по неосторожности — от голода и болезней во время высылки их из зоны боевых действий;
— со стороны младотурок не было целенаправленной политики, направленной на уничтожение армян;
— гибель армян была следствием гражданской войны в Османской империи, в результате которой погибло также и множество турок.
Думается, что сегодня необходимо создание совместной комиссии армянских, турецких и зарубежных историков, проведение беспристрастного научного исследования трагических событий того периода. Той и другой стороне важно отказаться от многих мифов, сложившихся за последнее столетие. Нынешнее поколение турок не должно нести ответственность за то, что сделало националистическое правительство Османской империи в годы Первой мировой войны. Признание массовых убийств армян также соответствует общим интересам Армении и Турции, созданию и укреплению стабильности в этом регионе. Однако это не должно означать материальных претензий армян к Турции. К сожалению, в настоящее время в связи с сохранением противоречий между Арменией и Турцией и позицией армянской диаспоры беспристрастный подход к рассматриваемым трагическим событиям вряд ли возможен.