Нас связывают наши национальные государственные интересы. Интервью с Грайром Карапетяном
Беседовал Олег Давтян
Мы встретились с генеральным консулом Армянской Республики Грайром Карапетяном накануне отъезда делегации Санкт-Петербурга в гости к ереванским друзьям. Он сам — ереванец, много лет посвятивший государственной службе и работе в общественно-политических организациях, где также приобрел огромный опыт парламентской дипломатии, а в ноябре 2013 года был назначен руководителем консульской миссии в Санкт-Петербурге.
— Уважаемый Грайр Карленович, скажите, пожалуйста, что было самым трудным для Вас в начальный период вступления в должность генерального консула?
— Я бы не сказал, что поначалу мне пришлось столкнуться с какими-то серьезными трудностями, просто были некоторые объективные и субъективные проблемы, которые нужно было разрешить в первую очередь. Конечно же, очень важно было знакомство и с текущими вопросами диаспоры, и с разного уровня представителями власти Северо- Западного региона России. В первые месяцы нам удалось отремонтировать кабинеты в помещении консульства, обновить технику, решить вопросы, связанные с автомашинами, и другие. Естественно, возникали некоторые бытовые трудности, связанные с переездом, когда я с семьей (супругой и сыном) должен был селиться в новом городе и жить в незнакомой среде. Но с другой стороны, эта среда была знакома мне, поскольку я как член двух созывов парламента Республики Армения в прошлые годы часто приезжал в Санкт-Петербург и у меня уже было много знакомых и товарищей в этом городе.
— Россию и Армению связывают отношения союзнического партнерства. В экономических и культурных связях с Республикой Армения задействованы более 70 субъектов Российской Федерации. Как смотрится на этом фоне сотрудничество Санкт-Петербурга и Ленинградской области с Арменией?
— В 2002 году, когда я был марзпетом (губернатором) Арагацотнской области, я подписал соглашение о сотрудничестве между Арагацотнской областью Республики Армения и Ленинградской областью Российской Федерации о сотрудничестве в сфере экономики, образования и культуры. С 2011 года между Ереваном и Санкт-Петербургом подписано и активно действует аналогичное соглашение. Действует оно в рамках реализации Программы торгово- экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между Правительством Санкт- Петербурга и мэрией Еревана на 2011-2014 годы. Одновременно было подписано Соглашение о сотрудничестве между администрацией Василеостров- ского района Санкт-Петербурга с административным округом Арбакир города Еревана, в рамках которого недавно в Камском саду на Васильевском острове был торжественно открыт армянский памятный знак — хачкар. Его установка символизирует дружбу и укрепление культурных связей между армянскими и российскими народами. А в скором времени в том же саду будет установлен памятник великому армянскому композитору Комитасу. В рамках того же соглашения в Ереване будет построен гостиничный комплекс «Санкт-Петербург». Как Вы знаете, совсем скоро состоится поездка официальной делегации Санкт-Петербурга в Ереван во главе с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, и я думаю, что это даст новый импульс во взаимоотношениях между двумя городами.
— В Санкт-Петербурге зарегистрировано несколько организаций, которые объединяют армян. Какая из них кажется Вам наиболее авторитетной и влиятельной?
— Конечно, я как официальный представитель Республики Армения в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном федеральном округе РФ сотрудничаю и обязан общаться со всеми армянскими организациями региона, рассматривать их как равных между собой и в случае надобности содействовать им. Как вы знаете, армянская диаспора Санкт- Петербурга имеет давнюю историю. Первые упоминания об армянах относятся еще ко времени Петра I, и армянская община играла и играет важную роль в жизни города. Армяне участвовали в общественной жизни Санкт-Петербурга, много сделали для его культуры, науки и образования, способствовали его экономическому процветанию. В Санкт-Петербурге в настоящее время живут и трудятся видные армянские медики, деятели культуры и искусства. На протяжении столетий, и в особенности после утраты Арменией независимости, Армянская апостольская церковь являлась единственным консолидирующим институтом народа, хранителем и множителем его духовных ценностей. Не случайно, что где бы ни появлялись армянские поселения, армяне первым делом возводили церкви, которые становились их объединительными центрами. Поэтому национальная, общественная и культурная жизнь армянской общины Санкт-Петербурга была всегда неразрывно связана с Армянской апостольской церковью, и сегодня, как и в прошлом, она концентрируется и аккумулируется вокруг возрожденных очагов духовности. Сегодня в Санкт-Петербурге мы имеем многослойную и разнообразную общину армян, и все они не только сплочены вокруг исторической родины, но и, конечно же, вносят свой достойный вклад в развитие лучших петербургских традиций.
— В ряде постсоветских государств весьма заметным становится противостояние сторонников более глубокой интеграции с Россией и тех, кто предпочитает максимальное сближение с европейскими структурами. Какие настроения преобладают среди граждан сегодняшней Армении?
— Как известно, с 1 января 2015 года Армения стала частью Евразийского экономического союза, и я хочу сказать, что это не только решение руководства Армении, а волеизъявление армянского народа. Со своими союзниками, и в первую очередь с Россией, мы связаны многовековой историей, что очень важно. Кроме того, позиции России и Армении по большинству ключевых международных проблем совпадают или близки. Нас связывают наши национальные государственные интересы, которым на сегодня альтернативы нет.