Парламентская дипломатия - эффективный инструмент для решения сложных вопросов. Интервью с Татьяной Захаренковой
Полномочный представитель Законодательного собрания Санкт-Петербурга по международным связям Татьяна Захаренкова встретилась с нашим корреспондентом и поделилась мыслями по поводу эффективности международных контактов парламентариев, а также рассказала о планах Парламентской конференции Балтийского моря на 2015 год.
— Татьяна Яковлевна, можно ли сказать, что контакты с коллегами из государств Балтийского моря являются приоритетом в вашей деятельности?
— Не совсем так. Законодательное собрание принимает делегации парламентариев Африки, Америки, Ближнего Востока... У нас превосходные плодотворные отношения с коллегами из самых разных государств. Не так давно, например, прошла церемония подписания Меморандума о взаимопонимании между Законодательным собранием Санкт- Петербурга и Муниципальным советом Лимасола (Кипр). Но понятно, что с близким соседом всегда общаешься гораздо больше, чем с дальним другом, однако сказать, что мы работаем с парламентариями Балтийского региона в ущерб или в пику коллегам из других стран, нельзя.
— И тем не менее, судя по сообщениям в прессе, межпарламентское сотрудничество государств Балтийского моря оказывается чрезвычайно эффективным и результативным, во всяком случае для Петербурга.
— Да, общепризнанно, что отношения стран Балтийского моря развиваются особенно успешно. Несмотря на все геополитические сдвиги в конце 1980-х—начале 1990-х, несмотря на острейшую экономическую конкуренцию, Балтика вот уже несколько десятилетий — территория мира и сотрудничества. Мне кажется, немаловажную роль здесь сыграло то, что в свое время был создан международный надпарламентский орган, который оказался очень эффективным, — это Парламентская конференция Балтийского моря (ПКБМ).
— Скажите, пожалуйста, какие страны представлены в этой организации.
— Парламентская конференция — это, как понятно из названия, парламентская составляющая Совета государств Балтийского моря, учрежденного в 1992 году. В ней представлены балтийские государства Евросоюза, Россия, Норвегия и Исландия, некоторые автономные территории этих стран (Аландские и Фарерские острова, Гренландия), отдельные регионы. Россию в конференции помимо Государственной думы и Совета Федерации представляют законодательные органы Ленинградской области, Карелии, Калининградской области и, разумеется, Петербурга. Законодательное собрание Санкт-Петербурга стало ее полноправным участником в 1999 году. В 2012 году, когда Россия председательствовала в ПКБМ, заседания проходили как раз в нашем Мариинском дворце. Парламентская конференция работает круглый год, и раз в год ее участники собираются на итоговое совещание.
— Очередное заседание Парламентской конференции пройдет в Германии в августе 2015 года. Что станет темой этого форума?
— Без сомнения, как и в прошлые годы, будут активно обсуждаться экологические проблемы, но этим дело точно не ограничится. В Плане действий по реализации Балтийской стратегии, принятой не так давно Евросоюзом, содержится около 80 проектных предложений в сфере экологии, поддержки инноваций, развития энергетической и транспортной инфраструктур, рыболовства, сельского хозяйства, обеспечения безопасности судоходства, сотрудничества в чрезвычайных ситуациях, внутренней безопасности, борьбы с оргпреступностью, здравоохранения, культуры, туризма и других. Балтийская стратегия является внутренним инструментом Евросоюза, направленным на повышение эффективности сотрудничества между имеющими выход к Балтийскому морю государствами-членами ЕС (Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Финляндия, Швеция и Эстония). Однако понятно, что без взаимодействия с Россией, в том числе в рамках ПКБМ, это невозможно. А вообще в стратегии Евросоюза определены четыре приоритетных направления развития Балтийского региона: охрана окружающей среды; повышение экономического потенциала региона и благосостояния его населения; повышение экономической доступности и привлекательности региона; повышение уровня безопасности (мореплавания, предотвращение техногенных катастроф и приграничного сотрудничества). Думаю, это и будут главные темы будущей конференции.
— Насколько она влиятельна, и вообще, эффективны ли подобные международные парламентские форумы, нужны ли они?
— Решения и предложения ПКБМ носят рекомендательный характер, но исполнительная власть в странах Балтийского моря, безусловно, прислушивается к ним. Ведь во всем демократическом мире парламент — это не только основа законодательной и представительной власти, это еще и контрольный орган, который позволяет следить за тем, как выполняются те или иные решения. Скажем, тема защиты окружающей среды неизменно поднимается на всех мероприятиях ПКБМ, и мы видим, что в водах Балтики увеличивается содержание кислорода и, напротив, уменьшается содержание азота и фосфора. Реально снижается загрязнение моря пластиком. Другая важная особенность таких межпарламентских встреч заключается в том, что мероприятия, подобные Парламентской конференции, — это прекрасная площадка для диалога, позволяющая донести свою точку зрения по самым разным вопросам. Казалось бы, где Балтийское море, а где юго-восток Украины и Крым? И тем не менее в прошлом году тема военных действий на Украине активно обсуждалась. В ходе Парламентской конференции представители России в ответ на голословные обвинения некоторых членов ПКБМ аргументированно разъясняли позицию нашей страны. Мы говорили, что поощрение агрессивного национализма в какой бы то ни было его форме аукнется всей Европе, напоминали о недопущении возрождения фашизма, какими бы флагами и лозунгами это ни прикрывалось. И надо сказать, что многие из тех, кто действительно был настроен на диалог, нас услышали и нашу позицию поняли. Так что парламентская дипломатия — это тоже эффективный инструмент межгосударственных отношений, а тем более в Европе.