Душой исполненный полет навсегда. Надежда Хорхордина
Словосочетание «русский балет» известно всему миру и понятно без комментариев, ибо является брендом России в культурном пространстве планеты. Это символ совершенства хореографического искусства. На протяжении почти двух веков мастера отечественного классического танца приумножают славу русской балетной школы.
В этом величайшая заслуга и артистов Мариинского театра: тех, кто выступает на сцене, и тех, кто готовит танцовщиков к сцене.
7 января 2015 года балетная труппа Мариинского театра чествовала заслуженную артистку России, кавалера ордена «Знак Почета» и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Галину Петровну Кекишеву — одного из лучших методистов классического танца. Ей исполнилось 85 лет. Но ее уроки по-прежнему продолжаются по строгому расписанию.
Жизнь на сцене
В оркестровой яме музыканты проиграли блистательные пассажи из предстоящего акта, гобой дал протяжное жалобное «ля» для настройки инструментов. В зале погас свет, стих легкий шум. Театр приготовился к чуду, которое всегда являет балет. Вот под аплодисменты идет дирижер, а в этот момент артистическую ложу занимают самые придирчивые постоянные зрители. Их святая обязанность — заметить даже незначительные шероховатости в движениях и пластике танцовщиков, чтобы на последующих занятиях отработать до совершенства не совсем удачное па или штрих. Строгие хозяева ложи — педагоги-репетиторы балета.
Эти, как правило, элегантные, с большим вкусом одетые артисты не часто становятся героями и печатных, и электронных СМИ. Такая их «скупость» понятна: об этих людях много писали и говорили, когда они блистали на сцене, теперь же они за кулисами. При этом, однако, именно они сегодня готовят достойную замену, сохраняя и развивая непревзойденные традиции русского хореографического искусства. Во многом благодаря им Россия по-прежнему «в области балета впереди планеты всей».
Галина Петровна Кекишева — педагог-репетитор балета Мариинского театра. Она потрясающе интересный человек. Ее жизнь богата встречами с замечательными людьми, впечатлениями, тонкими наблюдениями. Галина Петровна работала с такими балетмейстерами, как Федор Лопухов, Петр Гусев, Василий Вайнонен, Вахтанг Чабукиани, Ростислав Захаров, Константин Сергеев, Юрий Григорович, Олег Виноградов. Танцевала в одних спектаклях вместе с Инной Зубковской, Ириной Генслер, Ольгой Искандеровой, Ириной Колпаковой, Нинелью Кургапкиной, Ольгой Моисеевой, Аллой Осипенко. Эти артисты своим безукоризненным мастерством покорили мир, с их именами Кировский балет стал символом совершенства танцевального искусства.
Имея аналитический ум, Галина Петровна увлекательно рассказывает о людях, событиях. При этом рисует полную и красочную картину повествования. Где бы это ни происходило: в родном театре или в странах за морями-океанами. С гастрольными поездками она объехала практически весь мир.
Галина Кекишева пришла в Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в 1948 году после окончания балетного училища на улице Зодчего Росси в классе знаменитого педагога Агриппины Яковлевны Вагановой. На этой сцене Галина Кекишева со свойственной только ей пленительностью и утонченностью создала целую галерею запоминающихся образов. По рисунку танца испанская крестьянка Паскуала в «Лауренсии» непостижимо далека была от Белой кошечки в «Спящей красавице», а уж тем более от Кривляки в «Золушке». Совсем разные краски требовались для создания образов Тао Хоа в «Красном маке», Нуне в «Гаянэ» и Лиззи в «Тропою грома» и многих, многих других спектаклях.
Героини Кекишевой были неотразимы, потому что балерина в совершенстве владела пластикой тела, а выразительные, в пол-лица, глаза придавали ее исполнению, мимике неповторимый шарм. Ее танец буквально струился, когда одно движение органично перетекало в другое, создавая своеобразную кантилену. Именно такой «музыки тела» с богатой нюансировкой требовала от своих учениц Агриппина Яковлевна Ваганова, и в этом уникальность ее методики. На выступления Галины Кекишевой любители балета шли так же, как и на ведущих солистов, которых в труппе театра в то время было целое созвездие. Среди них было много воспитанников знаменитого педагога.
Каждый спектакль для молодой танцовщицы становился настоящим праздником, но самыми счастливыми вечерами были те, когда она танцевала Паскуалу в «Лауренсии». В гримерке она пела и хотела только одного — танцевать. В 60-е годы прошлого века на «Ленфильме» сняли фильм-спектакль «Спящая красавица» с замечательными Аллой Сизовой и Юрием Соловьевым в главных ролях. Партию Белой кошечки исполняла Галина Кекишева. Присутствовавший на премьере фильма в Ленинграде известный американский импресарио Сол Юрок в знак восхищения исполнительницей партии Кошечки поцеловал балерине руку. В те годы этот фильм стал подарком балетоманам всего Советского Союза.
Педагогом-репетитором Галины Кекишевой в годы ее сценического расцвета была легендарная Е.М. Люком. Елена Михайловна знала Мариуса Петипа, работала с Михаилом Фокиным. Под ее руководством готовили партии многие мастера хореографии Кировского театра, в их числе была и Галина Кекишева. Волшебство русского классического балета, которое характеризуется одной фразой — Пушкина «душой исполненный полет», ставшей девизом на столетия, передавалось, как говорится, из рук в руки. Дома у Галины Петровны на самом видном месте висит портрет E. М. Люком с надписью: «Любимой ученице Галюше Кекишевой».
Жизнь для сцены
В 1971 году Галина Петровна в последний раз вышла на сцену в «Щелкунчике» в партии Куколки.
По иронии судьбы с этой же роли начиналась ее сценическая жизнь. Известный балетный критик, узнав, что балерина переходит в статус педагога-репетитора, искренне воскликнула: «Вы в такой форме, что еще десятилетие можете смело радовать публику!». Но шаг был сделан без колебаний. На свой первый урок классического танца Галина Петровна шла с легкой душой, напевая, как совсем недавно ходила танцевать в спектаклях. Такое внутреннее состояние она старается поддерживать, занимаясь со всеми своими учениками — и заслуженными артистами, и только что вышедшими из стен балетного училища. Теперь она их готовит для сцены.
Далеко не каждая, даже самая выдающаяся, балерина по окончании сценической карьеры может стать педагогом-репетитором. И примеров тому тьма. Здесь дело не ограничивается лишь тем, чтобы подготовить к спектаклю юную танцовщицу. Молодой артистке надо помочь развить творческое мышление, воображение и способность к импровизации. На сцене всякое случается, танцовщик лишь один из участников творческого процесса. Уметь контактировать со всеми — тоже наука, наука жизни, которую выпускники училищ постигают вместе с педагогом-репетитором уже в театре. Галина Петровна вводила в сольные партии ставших известными балеринами Татьяну Васильеву, Маргариту Кулик, Ольгу Лиховскую, Людмилу Семеняку, Аллу Сизову, Татьяну Терехову.
А сколько такта, мудрости и характера надо, чтобы работать с уже состоявшейся балериной, любимицей публики! Уметь убедить звезду в правильности того или иного жеста, поворота головы, темпа исполнения и при этом соблюсти установки балетмейстера, будь то спектакль в оригинальной постановке позапрошлого века или же амбициозно современной.
Николай Цискаридзе, нынешний ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, в одном интервью журналу «Русский базар» поделился своим впечатлением о хорошей атмосфере, которая его окружила в Мариинке, что очень важно для артиста.
И подчеркнул: «...в Петербурге есть педагог, которого я обожаю, Галина Петровна Кекишева, она явно чистая “вагановка”. Кекишева одна из немногих балерин, относящихся к эпохе Агриппины Вагановой. Будучи ее ученицей, передает следующим поколениям танцовщиц методику Вагановой в ее правильном исполнении.
У педагога-репетитора задачи многогранные и ответственные. Отработка текста, рисунка, стиля и чистоты исполнения движений партий солистов, малых ансамблей, кордебалета, видение ошибок и недостатков исполнения и умение их исправить, чтобы добиться нужного результата. Сейчас Галина Петровна в основном работаете недавними выпускниками Академии. Молодежь нынче растет быстро. Это во времена ее молодости даже талантливой балерине приходилось годами ждать, когда ей дадут ведущую партию. Наш век скоростей и в Мариинку принес зримые перемены. Три сценические площадки, частые премьерные спектакли, гастроли по всему миру требуют не только высочайшего мастерства всей труппы, но и строгой дисциплины, постоянного напряжения. Много работать приходится всем. Молодежь готовится к спектаклям тоже в ускоренном темпе. Время не делает скидок даже на то, что балерина — штучное изделие.
Сейчас бывшие театральные воспитанницы Галины Петровны обучают новые поколения классическому русскому балету за пределами России. Елена Панкова и Елена Козьякова в Германии, Татьяна Васильева в Испании. Филиппинка Лиса Макуха создала в Маниле свой балет с классическим репертуаром, заодно и школу, в которой сама преподает. А в Сеуле Кекишева в буквальном смысле поставила на ноги балетную труппу «Юниверсал балет компани» Джулии Мун.
Сеульский период — это особая страница в жизни Галины Петровны. Два-три месяца она занималась с корейскими танцовщиками, а затем на непродолжительное время прилетала в Петербург. И так семь лет, начиная с 1993 года. После гастролей труппы в США в феврале 2000 года авторитетный американский журнал «Дане Мэгэзин» писал: «Стиль труппы — это русский стиль, точнее, кировско-русский стиль, а восхитительная Галина Кекишева, бывшая балерина Кировского театра, является в настоящее время педагогом труппы. И этот стиль не рабское подражание, а замечательно и ярко проявленная индивидуальность».
Стремление найти, подчеркнуть и развить индивидуальные черты балерины при непременном и безукоризненном исполнении классики — это стиль работы педагога-репетитора Галины Петровны Кекишевой. Не только свой опыт, глубокие и всесторонние знания вкладывает Галина Петровна в формирование индивидуальности каждой юной танцовщицы, но и душу. Ее радуют выступления Валерии Мартынюк и Надежды Батоевой. У них расширяется классический репертуар, они успешно овладевают пластикой и ритмами современных постановок.
Человечество, как известно, развивается по спирали. То, что сегодня выходит из моды, а зачастую агрессивно вытесняется ультрасовременным, через определенное время станет востребованным и актуальным. К счастью, традиции, созданные нашими гениальными танцовщиками, бережно сохраняются и передаются. За тысячелетия своего развития человечество пока еще не лишилось души. Во всех театрах мира «Лебединое озеро» собирает полные залы. «Душой исполненный полет» по-прежнему волнует и восхищает человека.