Мечты сбылись. Интервью с Юнисом Теймурханлы
Наше знакомство с Юнисом Теймурханлы, приехавшим на учебу в Петербург из Баку, состоялось во времена перестройки, когда активные личности стали самостоятельно решать свои жизненные проблемы, создавая новые экономические структуры. Юнис, как и его коллеги по бизнесу, нередко обращался в представительства МИД России с просьбами то получить загранпаспорт, то помочь оформить визу, то оказать содействие в поисках надежных партнеров за рубежом. В прошлом году на страницах «Консула» мы рассказывали об этом успешном человеке как создателе и совладельце отеля «Гельвеция». На этот раз мы попросили его познакомить наших читателей с деятельностью Швейцарского центра, президентом которого он является с момента его основания в мае 1993 года.
— Напомните, пожалуйста, нашим читателям, с чего все началось?
— В 1990 году во время учебы в Университете я познакомился со студенткой из Швейцарии Мадлен Люти. Я тогда учился на восточном, а она на филологическом факультете. Мы подружились, и оба мечтали начать собственное дело, которое могло бы приносить и материальное удовлетворение. Первым нашим совместным проектом стало создание Швейцарского центра. Мы начали с того, что организовали прием в Санкт-Петербурге швейцарских специализированных групп, состоящих из работников культуры, образования и науки и представителей других профессий. При этом постоянно ощущали нехватку гостиничных мест, приходилось селить туристов даже в семьях, причем такой вид размещения многим нравился. Спустя три года мы накопили необходимую сумму, позволившую нам реализовать давнюю мечту — иметь собственную гостиницу.
— И приобрели «Гельвецию»?
— Никакой «Гельвеции» тогда не было и в помине. В доме, где она сегодня находится, мы смогли приобрести лишь небольшое помещение под мини-отель, за стенами которого были коммунальные квартиры. Судьба распорядилась так, что в 1996 году посольство Швейцарии в Москве объявило конкурс на должность почетного генерального консула в Санкт-Петербурге. Узнав об этом, Мадлен решила принять в нем участие, хотя я ее отговаривал: ничего, кроме лишних хлопот, как я думал, эта должность не принесет. Ведь, как известно, работа почетного консула даже не оплачивается представляемым им государством. Тем не менее мы все же съездили в Москву на собеседование. Позже сюда приезжала комиссия из посольства, смотрела нашу квартирку в старом доме, потом про нас, вроде бы, забыли. И вдруг, в 1998 году, в разгар кризиса мы получили по факсу сообщение о решении учредить в Санкт-Петербурге офис почетного генерального консульства и рекомендовать на должность его руководителя Мадлен Люти. При этом ставилось условие: подобрать в городе соответствующее помещение.
— И Вы, конечно же, подумали о том, что дом, в котором размещается Швейцарский центр, может быть использован именно для этих целей?
— Именно так. Тем более что построил его в середине XIX века влюбленный в Швейцарию петербургский архитектор Август Ланге. Мы начали переговоры с жильцами дома о расселении, предлагая им отдельные квартиры, в то время, как Вы знаете, в России не было такого безумного ажиотажа с недвижимостью. А имеющееся у нас помещение сдали в аренду под консульский офис. На все эти переговоры, на поиски денег, на кредиты и ипотеки ушли долгие два года. Наконец, дом стал нашим, мы его отремонтировали и к 300-летию Санкт-Петербурга открыли отель «Гельвеция». В этом же здании по прежнему находился и офис Почетного генерального консула Швейцарии. В 2006 году в Санкт-Петербурге открылось Генеральное консульство Швейцарии, и с тех пор здесь располагаются только «Гельвеция» и Швейцарский центр.
— Расскажите, пожалуйста, чем занят сегодня Швейцарский центр?
— Это наша основная структура, в которой занято более 200 человек. Мы занимаемся туризмом, содержим отель «Гельвеция» с двумя ресторанами. Недавно создали управляющую компанию Swiss Center Group по продвижению услуг в сфере управления гостиницами и ресторанами, и делаем мы это хорошо, поскольку у нас изначально сформировалась команда из специалистов, в разное время работавших в лучших отелях и ресторанах. В нашей деятельности мы выделили отдельные сегменты. Так, туристическое направление вылилось в создание компании Rustravel, которая занимается приемом туристов из Швейцарии. В 2008 году мы создали второе подразделение — Premier Club для приема туристов из Испании и стран Латинской Америки. Это более бюджетный, по сравнению со швейцарским, вид туризма, поэтому из этих стран приезжают большими группами и даже чартерными рейсами.
— Несмотря на санкции?
— Что касается наших турфирм, то санкции отразились только на деятельности Rustravel. Швейцарцы, как известно, отличаются строгими принципами, они более законопослушны. Испаноговорящие туристы более спокойно относятся к ограничениям, к тому же им на руку падение курса рубля. Мы надеемся, что если не будет каких-то из ряда вон выходящих событий, то испанское направление станет у нас доминирующим.
— А гостиничный бизнес?
— Особенно сложными были август и сентябрь. Как и предполагалось, после катастрофы малайзийского боинга туристы стали бояться летать в Россию. Однако в настоящее время ситуация в целом нормализуется, октябрь и ноябрь были для нас вполне успешными. Особенно заметен рост поездок в Петербург российских граждан, доля которых, порой, более 80 процентов от числа всех приезжающих. Иностранцы же в основном предпочитают летний период.
— В структуре Швейцарского центра есть и культурный центр. Какие программы с его участием реализованы в нынешнем году?
— Культурный центр «Хеленика» возглавляет Мадлен Люти. В этом году мы реализовали несколько программ. В том числе в рамках празднования 200-летия российско-швейцарских дипломатических отношений и 215‑й годовщины перехода Суворова через Альпы финансировали дополнительный тираж издания части уникального дневника Н. А. Грязева, русского офицера, участника Швейцарского похода Суворова. Книга была передана в дар Государственному музею Суворова в Санкт-Петербурге. Совместно с Генеральным консульством Швейцарии провели в социальных сетях конкурс «Я люблю Гельвецию», в котором приняли участие граждане не только России, но и других стран СНГ.
— Ваша статья, опубликованная в прошлом году в нашем журнале, называлась «Мечты сбываются». Все ли осуществилось?
— В основном нам удается реализовать все свои замыслы. Несмотря на нынешнюю сложную ситуацию, мы не отказались от планов увеличения количества номеров в отеле, планируем создать при отеле спа- и фитнес-центр. Есть желание развивать выездной туризм в страны Латинской Америки с использованием чартерных перевозок.
— Приближается Новый год. Как Вы собираетесь его отметить?
— Мы уже украсили свой уютный дворик, готовим подарки нашим гостям и партнерам, а также постоянным клиентам. Главное — создать вокруг себя хорошее новогоднее настроение. В новогоднюю ночь всех ждет множество сюрпризов, будут фейерверки, шампанское, подарки, лотереи с призами, включая бесплатное проживание в отеле, веселые забавы у новогодней елки. Кстати, много лет подряд к нам на Новый год приезжают австралийцы — посмотреть на русскую зиму. Надеемся, что она будет снежной.