Мы на верном пути. Александр Народицкис
Среди предприятий, имеющих устойчивые деловые связи со Швейцарией, генеральное консульство Швейцарской Конфедерации в Санкт-Петербурге обратило наше внимание на НПО «Санкт-Петербургская электротехническая компания». Эта компания является ведущим инжиниринговым предприятием по проектированию и внедрению систем в сфере промышленной автоматики и энергосберегающих технологий. Ее генеральный директор — видный организатор производства, лауреат особо престижной в бизнес-кругах премии «Шеф года» Александр Народицкис.Наш корреспондент встретился с Александром Геннадьевичем и попросил рассказать о состоянии и перспективах сотрудничества со швейцарскими коллегами.
— Вы спрашиваете, почему мы открыли дочернюю фирму в Швейцарии? Все началось с того, что однажды Агентство по экономическому развитию Greater Geneva Berne Area (GGBA) — его директор в Швейцарии Филипп Моннье и директор в России Татьяна Малышева — пригласили меня приехать, посмотреть и оценить возможности развития бизнеса в Швейцарии. Знакомство осуществлялось в формате «роуд-шоу»: три дня нас возили по кантонам, университетами, мы встречались с юристами, патентоведами и прочими специалистами. Я убедился в том, что эта страна старается привлекать активных предпринимателей, исследователей, инженеров. Особенно предпринимателей.
Запомнился диалог в одном небольшом городке во время нашей поездки по кантонам. Я спросил: — Вы уделяете мне время, возите, показываете, рассказываете, обедами и ужинами угощаете, а что подобная деятельность дает вашему небольшому кантону?
— В год у нас открывается порядка 15–20 фирм. Одна создала 300 рабочих мест, другая 30, третья 5. Все они специализируются в области хайтека и инжиниринга. Их учредители — активные предприниматели из разных стран мира. Безработица практически нулевая. К нам приезжают на работу специалисты из соседних стран, где высокая безработица и множество других проблем (Франция, Италия, Испания, например), — отвечала наш гид.
— Чем же привлекаете? — удивился я.
— Тем, что находим способных людей, приглашаем их к себе, показываем прекрасную инфраструктуру для бизнеса и жизни. Тем, что налоги у нас весьма скромные. Тем, что спокойная, доброжелательная и в хорошем смысле космополитичная атмосфера.
— А кто установил такие налоги?
— Мы! — ответили мне.
— Кто «мы»?
— Жители кантона.
Это уже интересно. — А как же федеральное правительство из Берна на это смотрит?
— Это не совсем его прерогатива.
Я — гражданин Латвии (естественно, бывший советский человек), создал и развиваю инжиниринговый бизнес в России. В нашей компании работает порядка 600 человек. Как управленец и создатель предприятия стараюсь в нашем коллективе и в компании в целом реализовывать примерно те же правила, с которыми я в свое время реально познакомился в Швейцарии. Мы тоже привлекаем активную молодежь с предпринимательской хваткой, талантливых специалистов, надежнейших управленцев. У нас горизонтальная структура бизнеса, мы стараемся максимально активизировать сотрудников, вовлекать их в управление делами компании, привносить в наше дело свою энергию и идеи. И в Швейцарии я убедился, что мы на верном пути. Радостное открытие.
Разумеется, все увиденное я сравнивал со странами Европы и со своей Латвией. Из многих постсоветских стран порядка половины всех трудоспособных, достаточно молодых мужчин и женщин уехали на заработки, в основном в Европу. Выбирают в том числе и Швейцарию. И за время всех наших контактов с европейскими структурами только в Швейцарии я впервые столкнулся с такой схемой вовлечения активных предпринимателей в открытие бизнеса. Возможно, подобное есть и еще где-то, но я с этим не встречался. Атмосфера страны, отстоявшей когда-то свою независимость, — доброжелательная, мультикультурная и мультиязычная.
Развивая бизнес нашей швейцарской дочерней структуры, мы успешно сотрудничаем с известнейшей бизнес-школой IMD в Лозанне и реализуем совместный, пусть небольшой, но зато очень сложный проект со School of Business and Engineering в Ивердон-ле-Бен. В ту первую поездку меня завезли в этот университет и после интереснейшей экскурсии профессора неожиданно предложили: «А давайте нашего швейцарского вина выпьем!». Прямо в лаборатории. Очень по-нашему.
Были мы и в Университете Невшателя. Там нас поразили хорошо оснащенные лаборатории. При этом было однозначно понятно, что разрыв между учебным процессом и внедрением в производство разработок минимален. В том числе и благодаря тому, что университеты, лаборатории, инженерные школы и центры решают задачи, поставленные прямым заказчиком. Они все работают на бизнес и на развитие технологий. И это не просто пример одного учебного заведения, подобное мы видели и в других, например, в Университете прикладных наук и в технической школе города Биль (кантон Берн).
Много мы также общались и с представителями власти. Все четко организовано, предоставляется полное юридическое сопровождение, нет никаких проволочек, и это безусловный плюс в принятии решения об открытии бизнеса. Все структуры ориентированы на помощь бизнесменам, например, у нас сложился успешный опыт взаимодействия с такой организацией как Development economic State of Vaud-Switzerland (DEV) — Агентство экономического развития кантона Во. Хотелось бы отметить высокий профессионализм и доброжелательность его президента Филиппа Петитпьера и ответственной за наш проект Юлии Блазер.
Поддержка и Посольством Швейцарии в Москве, и Генеральным консульством в Петербурге в совместно организуемых нами мероприятиях очень открытая и существенная. Прилагаются конкретные усилия для развития отношений между нашими странами, и это работает.
В Швейцарии на уровне государства делают то, к чему я стремлюсь и что уже воплощаю в нашей компании — собирают уникальные разработки, людей, создают технопарки, а главное, быстро и эффективно внедряют инновационные технологии в производства, в промышленность, в бизнес.
Ну и мы, со своей стороны, готовы реально помочь вхождению на рынок России и Казахстана швейцарского малого и среднего бизнеса. Схема взаимодействия необычная и «рабочая». Заинтересованная в наших рынках швейцарская компания может прислать к нам на стажировку своего менеджера или специалиста, в том числе и уже ушедшего на пенсию. На полгода, по крайней мере. Мы будем брать его в поездки ко всем нашим заказчикам (металлургия, горная, целлюлозно-бумажная промышленность, энергетика и т. д.), везде обеспечим доброжелательные контакты, доступ к информации о технологических проблемах предприятий. Пусть швейцарский представитель формирует технические предложения, исходя из возможностей своей фирмы. Мы же поможем презентовать, убеждать, «проталкивать» эти предложения у российского заказчика. Генподряд может взять на себя наша компания, а швейцарская будет тогда у нас в субподряде. Уверен, что за полгода-год бизнес у швейцарцев в нашей стране начнется, и, в общем-то, при небольших затратах. Работаем!