История повторяется. Владимир Дмитриев
Исполнилось 80 лет Российскому этнографическому музею (РЭМ) — одному из крупнейших этнографических музеев мира. В его коллекции 570 тысяч памятников материальной культуры 157 народов, в разное время населявших территорию Российской империи, СССР и современной России, начиная с XVIII века. В конце ноября на торжественное собрание по случаю юбилея в его залах собрались многочисленные российские и зарубежные гости, в том числе руководители музеев и учреждений, деятельность которых исторически и содержательно связана с Российским этнографическим музеем: Государственного Русского музея, Музея антропологии и этнографии народов мира имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и Института этнологии и антропологии РАН (Москва). В перерыве между заседаниями наш корреспондент встретился с главным научным сотрудником РЭМ, доктором исторических наук Владимиром Дмитриевым и попросил его рассказать об основных периодах становления и развития музея.
112 или 80?
Вообще-то датой основания РЭМ вполне можно было бы считать 1902 год, когда в составе Русского музея Александра III начал работу этнографический отдел. Однако самостоятельным музейным учреждением он стал только в 1934 году. Именно тогда на базе Русского музея в Ленинграде создаются два новых музея — художественный и этнографический. Последний получил официальное название Государственного музея этнографии. В августе 1948 года, после передачи коллекций из Музея народов СССР в Москве, он был переименован в Государственный музей этнографии народов СССР, а с 1992 года стал называться Российским этнографическим музеем.
Не следует забывать и о том, что история музея началась с Указа императора Николая II 1895 года, повелевавшего учредить музей в память о покровителе искусств и ремесел Александре III. Свое место в коллекции нашли вещи, переданные в его фонд семьей Романовых. В качестве прародителей Музея этнографии можно было бы назвать и императорский Русский музей и Кунсткамеру Петра Великого, которая уже в то время существовала как академический Музей антропологии и этнографии и ощутимо влияла на формирование интереса к изучению народной культуры. Как известно, в дореволюционной России не было министерства культуры, и музеи подчинялись отдельным профильным ведомствам. К примеру, Артиллерийский музей существовал при военном ведомстве, а Государственный Эрмитаж — при министерстве Двора. К этому же министерству был приписан и Русский музей императора Александра III. Изначально в нем предполагалось создание двух отделов — этнографического и художественного. И то, что за создание этнографического музея взялись члены императорской фамилии, было явлением положительным.
Становление музея
Функции нового музея предварительно определены не были. Более того, появление Этнографического отдела в Русском музее вызвало сумятицу в академической среде. Возникал вопрос: чем будет заниматься второй после Музея антропологии и этнографии этнографический музей в российской столице, который уже существовал как учреждение? Благодаря позиции Дмитрия Клеменца, бывшего народовольца, в то время главного специалиста Кунсткамеры, ставшего руководителем Этнографического отдела, была обнародована следующая формула: этнографический отдел занимается в первую очередь народами Российской империи, затем народами сопредельных стран, включая народы Средней и Южной Европы, стран Ближнего и Дальнего Востока, и, наконец, славянами в мировом масштабе. Несомненно, в этой формуле просматривалась определенная националистическая нотка, однако она неминуемо должна была соединиться с идеей, которая движет любым этнографом: посредством вещей объективно отразить состояние культуры того или иного народа. А этнографы для работы в музее подбирались вполне профессиональные. Поэтому, какие бы идеологические задачи ни ставились перед новой структурой, все равно научная парадигма этнографии пробивала себе дорогу.
С 1902 года сотрудники отдела приступили к собирательской работе, а в 1909 году была организована первая выставка для специалистов, которая показала, что ее авторы не руководствовались никакими государственными установками, а просто показывали вещи. Потом наступил 1917 год, который нанес достаточно серьезный ущерб музейному делу. Я никоим образом не склонен осуждать ход исторического развития в стране и роль Февральской и Октябрьской революций, принесших определенный прогресс, но для музейного дела этот год стал кризисным. Однако в 1918–1921 годах была подтверждена важность существования Этнографического отдела, более того, Русский музей в ходе всех преобразований обзавелся еще и Историко-бытовым отделом, куда попадали все образцы бытовой культуры. И если мы сегодня не можем похвастаться музеем, где хранились бы достижения научно-технической мысли XX века, начиная от пишущей машинки, то это только потому, что не стало Историко-бытового отдела.
С моей точки зрения, 1920‑е годы для этнографической науки в целом были важным периодом, обусловившим ее дальнейшее развитие. Именно тогда музей приступил к организации комплексных экспедиций, состоящих из высокопрофессиональных сотрудников, которые отправлялись в регионы для исследования археологических и этнографических памятников, изучения биосферы и экологии. Школа, рассматривавшая археологическую и этнографическую науки в единстве, впоследствии получила название палеоэтнографической. Ее расцвет пришелся именно на 1920‑е годы, тогда же она стала известна за рубежом. Вспомним, что в тот период даже именитые ученые, в том числе и университетские преподаватели, работу с музейными коллекциями считали очень важным делом.
На новом витке отечественной истории
В конце 1920‑х годов в стране активизируются преобразования революционного характера, проводятся индустриализация, коллективизация и, конечно же, реконструируется сфера идеологии. В 1925 году состоялось совещание музейных работников, на котором впервые прозвучала критика в адрес музеев, была поставлена задача перейти от музеев «императорского типа», то есть комплексных, сложившихся в дореволюционное время, к музеям общеисторическим — специализированным. В 1929 и 1932 годах прошли два совещания, выработавшие четкую и жесткую директиву: этнография и археология, как и другие науки в социалистическом обществе, должны быть социалистическими. Были названы и центры сосредоточения «старой науки», в числе которых оказались московский Музей народоведения (бывший Румянцевский музей) и ленинградский Русский музей в целом. Главными фигурами в Этнографическом отделе были Александр Миллер, крупнейший специалист, создатель отечественной школы палеоэтнографии, и не менее известный археолог и этнограф Сергей Руденко, поэтому в первую очередь досталось им. В конце концов, в 1932 году начинается процесс перестройки Этнографического отдела в музей советского типа, и в 1934‑м Этнографический отдел Русского музея становится самостоятельным музеем. К сожалению, к тому времени большая часть сотрудников с дореволюционным опытом покидают его, многие из них были репрессированы.
Трудные годы
Музей тяжело переживает период реорганизации. Несмотря на планы властей сделать его центром этнографической науки, в «Ленинградской правде» в 1937 году появляется статья о нем как о музее контрреволюционной мысли. После этого музей закрывается, но через два месяца его вновь открывают, не внося принципиальных изменений в структуру имеющихся экспозиций. В 1938 году проводится музейное совещание по разработке программы деятельности. Было решено, что значительную часть экспозиции следует посвятить показу социалистических наций и народностей.
В принципе, если отбросить ритуальное слово «социалистических», такую экспозицию, посвященную народной культуре, можно по праву считать этнографической. Единственное, что требовалось, это ввести в экспозицию некую советскую «концовку», вполне, надо сказать, уместную для того времени. Конечно, присутствовало много бумажных экспонатов — стендов и диаграмм, но это было время культурной революции, и многим посетителям требовалось прямолинейное объяснение происходящих событий, ведь они только научились читать и писать, только что освоили язык плаката…
С 1934 года стали снова выезжать в этнографические экспедиции. Но это были поездки отдельных сотрудников за этнографическими экспонатами — вещами. О каких-то идеях — зачем эти вещи нужны — особо не говорилось. И все же экспедиции свидетельствовали о том, что музей состоялся и ему предстоит долгая жизнь. Тем более что в Москве постепенно добивали второй центр музейно-этнографической работы — Центральный музей народоведения. Многих его сотрудников репрессировали в 1920–1930‑х годах. Новое ядро коллектива дало целую плеяду знаменитых фамилий, но это не оказало никакого влияния на развитие музея, он постепенно хирел, и в 1948 году был окончательно закрыт. Его коллекции передаются в наш музей, который к тому времени стал называться Государственным музеем этнографии народов СССР.
Годы войны и восстановления разрушенного
Собирательство и научная деятельность не прекращались и во время войны. Часть сотрудников оставалась в Ленинграде и спасала музей под бомбежками и артобстрелами, часть отправилась в эвакуацию в Новосибирск вместе с музейными ценностями. Одна из бомб, разорвавшаяся в подвале, причинила зданию и коллекциям значительный ущерб.
В послевоенный период музей стал развиваться как большое коллекционное собрание, и можно говорить о том, что он уже постепенно превращался в институт этнографического факта. Это особенно важно, поскольку в последнее двадцатилетие мы сталкиваемся с тем, что традиционная народная культура, которая должна интересовать музей, практически ушла из нашей жизни. И собранные в дореволюционное время, а также в 1920-е, 1930‑е и 1950‑е годы вещи — это то, над чем музей сейчас в основном работает, создавая экспозиции и временные выставки.
Состоявшееся научное учреждение
В последние 20 лет страна очень сильно изменилась — ушел марксизм, исчез советский образ жизни, пропали многие объединяющие общество начала, но страна, как таковая, осталась. В 1992 году Государственный музей этнографии народов СССР получает новое имя, под которым он сегодня и известен во всем мире, — Российский этнографический музей.
Анализируя пройденный музеем путь, я рискнул бы сравнить 90‑е годы с 20-ми годами прошлого столетия, имея в виду то, что — как в послереволюционные, так и в послеперестроечные годы — государству было не до музеев. Если в 1920‑е оно закрывало глаза на участие в работе музея специалистов с дореволюционным багажом знаний, то в 1990‑е вообще перестало замечать музеи, предоставив им «почетное» право выживать, кто как может.
И наш музей выжил. Выжил в том числе и потому, что создавал в 1990‑х годах выставки, способные приносить доход, поскольку они рассказывали о важных вещах, в том числе и таких, о которых раньше умалчивалось. Например, были подготовлены выставки, рассказывающие о роли семьи Романовых в образовании музейных коллекций, о культуре евреев и других народов, о которых мало говорилось в советский период.
В музее постепенно мы продолжаем совершенствовать достаточно устойчивый пакет временных выставок, представляя кроссэтническую проблематику. В последнее десятилетие в экспозиционной деятельности переходим к концепции так называемых региональных экспозиций, позволяющих говорить не только об этносе, но и о группе этносов, об определенной общности.
Являясь одновременно хранилищем большого количества этнографических фактов, музей в состоянии работать над собственными коллекциями, обстоятельно развивая метод этнографического музееведения, то есть специфической науки, которая характеризует этнографический факт именно в музее. И последнее. Мы постепенно выходим на идею евразийской оценки комплекса национальных культур на территории бывшей Российской империи. Поэтому, встречая свое 80-летие или, если угодно, 112-летие, Российский этнографический музей ощущает себя вполне самостоятельным, состоявшимся научным учреждением — признанным центром этнографической науки, устоявшим в условиях разного рода реформ системы образования и науки.