Арктика и Антарктика на улице Марата. Надежда Хорхордина
ТЕКСТ: НАДЕЖДА ХОРХОРДИНА
Фото: Российский государственный музей Арктики и Антарктики,
Санкт-Петербург
Директор музея В. И. Боярский, выступление на Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». 2012
Давно замечено, что даже самый маленький и бедный музей где-нибудь в забытом Богом и людьми месте гораздо правдивее и честнее отображает ушедшие эпохи, чем иной многостраничный, роскошно изданный фолиант на историческую тему. В музее — реальные артефакты и не спекулятивные свидетельства минувшего времени и его людей. Смотри, читай документы, вглядывайся в портреты и анализируй. А если собрание занимает огромную площадь, на которой размещены тысячи экспонатов, развернуты многоплановые экспозиции, то пищи для ума — море.
К сожалению, существует беда, общая для жителей всех больших городов: в чужой стране, за тридевять земель, заглянешь порой даже в самый непрезентабельный, скучнейший музей, а в родном городе все недосуг спокойно и внимательно ознакомиться с сокровищницей на соседней улице. Зато с возрастом острее ощущаешь ценность предметов старины и ярче представляешь историю развития той или иной сферы человеческой деятельности в целом и в своей стране в частности. С такими мыслями я впервые переступила порог Российского государственного музея Арктики и Антарктики.
Северная столица всегда была не только окном в Европу. Она являлась и центром подготовки научных кадров, специальных морских судов и их команд для исследований как Крайнего Севера, самой Арктики, так и далекого шестого, ледового, континента. Хотелось бы несколько подробнее остановиться на истории появления этого музея именно в нашем городе.
Здание Российского государственного музея Арктики и Антарктики
У истоков музея стояли известные ученые
Музей Арктики и Антарктики рождался и развивался вместе с освоением Северного Ледовитого 2012океана, его прибрежных территорий и островов. В 1920 году молодая советская страна учредила Северную научно-промысловую экспедицию (Севэкспедицию). Это была первая научная организация для проведения исследований Арктики по широкому кругу проблем: горно-геологических, географических, биологических, этнографических, экономико-статистических. Экспедиции в суровые и неласковые края возглавляли П. В. Виттенбург, Н. М. Книпович, Р. Л. Самойлович, А. Е. Ферсман и другие известные ученые. Помимо специальных исследований и обработки собранной информации в задачи Севэкспедиции входила и популяризация знаний о северных территориях. По материалам, привезенным научными отрядами, начиная с 1923 года, организовывались выставки, которые позднее демонстрировались в Москве, Ленинграде и Архангельске.
В ноябре 1930 года директор Всесоюзного арктического института (у его истоков стояла Севэкспедиция) Отто Юльевич Шмидт предложил включить в это научное учреждение музей на правах специального отдела. Примечательно, что его заведующим и единственным сотрудником назначили художника и полярного исследователя Николая Васильевича Пинегина. Только через два года у него появился помощник — этнограф и тоже художник Николай Дмитриевич Травин. Специального помещения у музея не было, а его сотрудники собирали материалы и хранили их в приспособленном для этих целей подвале бывшего Шереметевского дворца на Фонтанке, где располагался сам институт. Немногочисленные экспонаты вывозились на выставки.
Работа над созданием экспозиции отдела «Природа Арктики». 1936
В первой половине 1930-х годов Советский Союз занялся масштабными исследованиями Арктики. Туда Всесоюзный арктический институт отправлял научные экспедиции на ледокольных пароходах «Георгий Седов», «Русанов», «Александр Сибиряков», «Садко», пароходе «Челюскин», ледорезе «Ф. Литке». Исследователи открывали новые полярные станции и реорганизовывали старые, проходили Северным морским путем в обоих направлениях за одну навигацию. После гибели «Челюскина» полярники продолжили научные изыскания на дрейфующих льдах.
В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП), которое возглавил О. Ю. Шмидт. Перед новым учреждением поставили широкие научные и народно-хозяйственные задачи. Для их выполнения в подчинение ГУСМП передали практически все отрасли народного хозяйства Крайнего Севера. Научным центром стал Арктический институт в Ленинграде. Новая органи1936зация придала мощный импульс и развитию музея. В создании его экспозиции, работе и пополнении коллекций на протяжении десятилетий принимали участие видные ученые — Ю. М. Шокальский, В. Ю. Визе, А. П. Окладников, И. Д. Папанин, Р. Л. Самойлович, М. М. Сомов, Я. Я. Гаккель, А. Ф. Трешников и другие. 8 января 1937 года он принял первых посетителей в специально переоборудованном под нужды музея здании бывшей Никольской единоверческой церкви на улице Марата, 24а. Здесь он располагается до сих пор, лишь однажды, в годы Великой Отечественной войны, выехав со всем имуществом в Красноярск.
Художник М. Г. Платунов за изготовлением диорамы «Птичий базар». 1936
Вид центрального зала первого этажа музея. 1953
В изучении Крайнего Севера и Арктики сохранилась преемственность
Сотрудники музея оперативно откликались на любое важное событие, происходившее в Арктике. Например, в сентябре 1938 года посетителям, которых в те годы было очень много, представили экспозицию, включающую жилую палатку, личные вещи, приборы и оборудование папанинцев — команды исследователей первой дрейфующей станции Северный полюс-1, работавшей под руководством И. Д. Папанина с мая 1937 года по февраль 1938 года.
В 50-х годах прошлого века началось планомерное изучение шестого континента. В музее появились новые экспонаты из первых антарктических экспедиций, а вместе с ними в июле 1958 года и новое название — Музей Арктики и Антарктики.
Сейчас Российский государственный музей Арктики и Антарктики — крупнейший в мире, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике. Это археологические памятники и раритеты, рассказывающие об истории освоения Северного морского пути. Среди них коллекция предметов быта поморов первой половины XVII века, обнаруженных экспедициями АНИИ под руководством А. П. Окладникова на крайнем северо-востоке Таймыра в 1945 году, и М. И. Белова — на месте существования древнего русского города Мангазея на севере Западной Сибири в 1968–1973 годах.
В передвижном разборном домике конструкции С. А. Шапошникова (ПДШ-4), пианино — с дрейфующей станции СП-3. 1956
Палатка папанинцев в музейной экспозиции. Серед. 1960-х
Среди экспонатов также приборы и экспедиционное снаряжение, рукописные и печатные источники, фотодокументы. Большую ценность представляют фотографии, хранящиеся в фондах музея. На них запечатлены начальные этапы работы первого в мире арктического линейного ледокола «Ермак» (1899–1901) и Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910–1915). Примечательно, что в годы советской власти в изучении Крайнего Севера сохранилась преемственность.
Музей располагает обширными коллекциями живописи и графики, предметов, иллюстрирующих жизнь и деятельность человека в самых суровых природных условиях, восхитительными произведениями мастеров-косторезов, мастерски исполненными чучелами полярных животных и многими другими раритетами.
Отдел «Природа Арктики»
Факты красноречивее комментариев
…В гардеробе все вешалки были заняты яркой детской одеждой. В углу для сумок — большой стол с точеными фигурными ножками и столешницей, потертой временем. Большое зеркало в деревянной раме — тоже свидетель давно ушедшей эпохи. Старинные стены и лепные украшения радуют взгляд недавно проведенной высокопрофессиональной реставрацией. Я видела, как несколько групп школьников младших классов знакомились с одним из главных разделов музея — «Природа Арктики». Ребятишки переходили от экспоната к экспонату, от панорамы к панораме. В центре зала им было не оторваться от макета северной макушки Земли. На ней рельефом выделяются горные хребты, острова, устья больших и малых рек, впадающих в Ледовитый океан. Огромная модель вращающаяся, и каждый юный зритель в мгновение ока переносился по просторам Родины от Шпицбергена до Чукотки. И, может быть, в этот момент у кого-то зародилась в душе мечта пройтись самому по этой суровой земле, увидеть ее своими глазами и оставить там свое имя.
Не только школьников, но и взрослых посетителей восхищает подлинный самолет-амфибия Ш-2, на котором летчик М. С. Бабушкин производил ледовую разведку с борта «Челюскина» в 1933–1934 годах. Очень компактный, снизу похожий на лодку-плоскодонку с маленькими крыльями, летательный аппарат, подвешенный на тросах, парит над другими реликвиями как яркая иллюстрация героических страниц покорения нашей Родиной бескрайних просторов Арктики. Да разве расскажешь обо всех экспонатах этого уникального музея! Это обязательно надо увидеть собственными глазами.
Отдел «История Северного морского пути»
Сейчас в Музей Арктики и Антарктики приходит все больше народу — пришлось даже сократить один выходной, чтобы не создавать толчею. Здесь можно встретить не только петербуржцев и гостей из других городов России, но и иностранцев. Вот и вместе со мной два финна средних лет внимательно всматривались в старинные карты, рукописные документы. Каким же красивым и четким почерком они написаны…
В 2012 году Государственный музей Арктики и Антарктики отметил 75-летний юбилей. Для сокровищницы такого уровня — срок, прямо скажем, небольшой. А дела его немногочисленного коллектива — под стать масштабам двух полярных куполов Земли. О деятельности музея за все эти годы с научной точностью и энциклопедической широтой на страницах интереснейшего сборника «Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Страницы истории» (СПб., 2014) рассказали сотрудники музея А. О. Андреев, В. И. Боярский и М. В. Дукальская. В нем только имена, фамилии, биографии, факты в хронологическом порядке. И какие факты!
Грядет переезд
В последнее время петербургскими СМИ и общественностью усиленно муссируется тема переезда музея с его крупнейшим в мире собранием уникальных исторических экспонатов, свидетельствующих о героических страницах освоения полярных областей Земли как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Самолет Ш-2
История вопроса такова. Единоверческий приход Никольского храма Санкт-Петербургской епархии РПЦ обратился в Росимущество с просьбой о передаче в безвозмездное пользование здания, где в настоящее время располагается музей и которое некогда принадлежало этой церкви. В свою очередь Росимущество посчитало возможным перевести постоянную экспозицию и фонды Музея в помещение Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
На экспозиции в Ночь музеев
Тогда к премьер-министру России Дмитрию Медведеву обратились председатель комитета Совета федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов и член Комитета палаты по международным делам известный полярный исследователь Артур Чилингаров. Позиция парламентариев сводится к следующему: передача помещения музея религиозной организации может быть произведена только в том случае, если ему будет предоставлено альтернативное помещение в центре города. При этом заложить в городской бюджет финансирование строительства нового музейного здания.
Отдел Антарктики
Но вот в начале марта сенатор, представляющий в Совете Федерации Архангельскую область, Константин Добрынин — заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, судебным и правовым вопросам, развитию гражданского общества — также обратился к Д. А. Медведеву с предложением перевести музей в Архангельск. Возможны, видимо, и другие инициативы. Что, если кто-то посчитает более справедливым открыть Музей Арктики и Антарктики еще ближе к Белому безмолвию? Например, на Таймыре…
Однако уже 21 марта в Смольном состоялась встреча губернатора Петербурга Георгия Полтавченко с директором Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктором Боярским, известным полярным исследователем, участником международных экспедиций — Гренландской и «Трансатлантика».
Встреча в Смольном. 21 марта 2014
Фото: gov.spb.ru
Разговор шел о грядущем переезде музея. Губернатор заверил, что город поможет музею в сохранении экспозиции и размещении ее на других площадках, варианты есть. Также в Смольном рассмотрят вопрос о передаче Петербургу атомного ледокола «Арктика», находящегося ныне в Мурманском порту. На легендарном судне, первым в мире дошедшем до Северного полюса, может быть создан филиал музея. Все проблемы поручено рассмотреть чиновникам соответствующих ведомств. Как и когда это случится — пока большой вопрос. Но все-таки свет в конце туннеля забрезжил.