Победила дружба
Прошедший недавно чемпионат мира по футболу в очередной раз продемонстрировал, какое огромное место в нашей жизни занимает эта игра. Даже те, кто к числу заядлых болельщиков себя не относит, не могли не слышать о жарких баталиях на бразильских футбольных полях. Что тут скажешь: футбол для нас сегодня — спорт № 1.
ТЕКСТ: ДМИТРИЙ ШЕРИХ
В истории взаимосвязей между Россией и Турцией, в летописях турецкого Петербурга-Ленинграда футболу тоже отведено немалое место. Речь, конечно, не о временах Анны Иоанновны или даже императоров Александра II или Александра III: эта игра и пришла-то впервые в столицу России за пару лет до окончания XIX века, а первая футбольная лига была создана у нас на заре века XX.
Но уж потом, особенно при советской власти, футбол взял свое! И можно ли не заметить, что первой в истории футбольной сборной СССР официальной игрой стала встреча с командой Турции, состоявшаяся в ноябре 1924 года в Москве? Капитаном советской сборной был тогда известнейший ленинградский футболист Михаил Бутусов, он забил в той встрече два мяча из трех, а закончился поединок со счетом 3 : 0 в пользу хозяев поля.
Ответная встреча прошла в мае 1925 года в Анкаре — и там ленинградец Бутусов тоже отличился, забив победный гол за пять минут до финального свистка (игра закончилась со счетом 1 : 2).
Сам Михаил Павлович позже рассказывал о том, как провел мяч: «Без предварительной обработки мяча я неожиданно для всех развернулся и очень сильно (сразу почувствовал, что прием получился) пробил по воротам. Турецкий вратарь не ожидал
1934
этого, мяч попал ему в живот, сбил с ног, и в следующее мгновение он вместе с мячом оказался в сетке. На трибунах поднялся невообразимый шум, к пострадавшему устремился врач, но вскоре выяснилось, что все в порядке».
Живописный эпизод способствовал рождению популярной в СССР футбольной байки о том, что Бутусов, дескать, однажды мощным ударом мяча убил вратаря.
Матчи 1924 и 1925 годов дали начало постоянным дружеским контактам между советскими и турецкими футболистами. Летом 1931-го, например, они встречались на поле дважды: первый матч прошел в Москве, а второй был сыгран 24 августа в Ленинграде — и здесь сборной Турции противостояла сборная города. Фаворитами считались гости, однако со счетом 5 : 4 победили хозяева. Хет-трик сделал нападающий Андрей Мурашов, один из мячей оказался на счету уже известного читателю Михаила Бутусова.
В 1933 году программа встреч советских и турецких спортсменов была особенно широкой: помимо футболистов в СССР прибыли легкоатлеты. Основные соревнования проходили в Москве, но честь страны защищали там и ленинградцы. Защищали вполне успешно: спринтер Георгий Меерович на стометровке опередил рекордсмена Турции Семиха, а соревнования по прыжкам выиграл ленинградец Эдмунд Рохлин, опередив турецкого прыгуна Хасана Хайдара на пять сантиметров.
И опять футбол: вначале в Москве, затем в Ленинграде. Поскольку московский матч образца 1933 года завершился со счетом 2 : 7 в пользу хозяев, гости старались отыграться в Ленинграде. Встречались 25 июля на стадионе имени В. И. Ленина (ныне стадион «Петровский»); ленинградцы забили два мяча, а турецкие футболисты ответили одним. Еще один гол, забитый гостями в первом тайме, засчитан не был: судьи решили, что удар наносился из положения «вне игры».
И вот ведь удивительный факт: хотя официально матч закончился со счетом 2 : 1, руководители Ленинграда и городского спорта решили не обижать гостей. Ситуация с незасчитанным мячом была внимательно рассмотрена судейской коллегией еще раз, после чего финальный счет поменяли с 2 : 1 на 2 : 2. Можно представить себе, как удивились ленинградские болельщики, прочитав в утренних газетах о ничейном результате: они-то были уверены, что сборная города выиграла.
12 августа 1934 года состоялась и еще одна встреча футболистов двух стран на стадионе имени Ленина, и тут уже никаких сомнений в результате не было: ленинградцы выиграли со счетом 3 : 0. Один из мячей снова забил Михаил Бутусов. Тот визит турецких футболистов в Ленинград запечатлен в архивных снимках, благодаря чему мы воочию можем видеть, что помимо матча гостей ждала непременная культурная программа. Неизвестный нам фотограф застал мастеров кожаного мяча в зоопарке, а также во время посещения трикотажной фабрики; наверняка в программе пребывания гостей были и музеи во главе с Эрмитажем. И еще один вывод, который позволяют сделать снимки: несмотря на то, что в чисто спортивном отношении визиты в Ленинград не стали удачными для турецких футболистов, это не мешало им сохранять отличное расположение духа. Все-таки бывают матчи, в которых главное — не победа, а участие!
В то время как ленинградцы уже привыкли к визитам турецких спортсменов, жители Стамбула и других городов Турции видели советских атлетов редко. Упущение решено было исправить в 1935 году: осенью советское правительство устроило масштабный встречный десант, отправив в Турцию не только
футболистов, но и фехтовальщиков, теннисистов, борцов. Не обошлось в этой большой сборной и без ленинградцев: в одной только футбольной команде числилось несколько ленинградских мастеров, в их числе самый популярный тогда игрок страны Петр Дементьев, широко известный как Пека Дементьев.
Именно благодаря Пеке эта поездка вошла в историю спорта — и литературы. А также благодаря молодому тогда писателю Льву Кассилю, который тоже участвовал в десанте и лично наблюдал за шестью футбольными матчами, состоявшимися в Стамбуле, Анкаре и Измире. Три ничьих и три победы советских игроков, всего один гол Пеки Дементьева, но главный итог — знаменитый на всю страну рассказ «Турецкие бутсы», написанный Кассилем по свежим впечатлениям от увиденного и переименованный потом в «Пекины бутсы». Веселое повествование о том, как ленинградец Пека приобрел в Стамбуле взамен своих поврежденных бутс другие, турецкие, но на несколько номеров больше своего размера — и как потом тщетно пытался от них избавиться.
«Когда наша команда сыграла последнюю игру в турецком городе Измире, мы стали укладываться в дорогу. Вечером мы уезжали обратно в Стамбул, а оттуда — на корабле домой.
И тут оказалось, что бутсы не лезут в чемодан. Чемодан был набит изюмом, рахат-лукумом и другими турецкими подарками. И Пеке пришлось бы нести при всех знаменитые бутсы отдельно в руках, но они ему самому так надоели, что Пека решил отделаться от них. Он незаметно засунул их за шкаф в своей комнате, сдал в багаж чемодан с изюмом и поехал на вокзал.
На вокзале мы сели в вагоны. Вот пробил звонок, паровоз загудел и шаркнул паром. Поезд тронулся. Как вдруг на перрон выбежал запыхавшийся мальчик из нашего отеля.
— Мосье Дементьев, господин Дементьев!… Товарищ Тонтон! — кричал он, размахивая чем-то пестрым. — Вы забыли в номере свои ботинки… Пожалуйста.
И знаменитые Пекины бутсы влетели в окно вагона, где молча и сердито их взял серьезный наш Пека.
Когда ночью в поезде все заснули, Пека тихонько встал и выбросил бутсы за окно. Поезд шел полным ходом, за окном неслась турецкая ночь. Теперь уже Пека твердо знал, что он отделался от своих бутс. Но едва мы приехали в город Анкару, как на вокзале нас спросили:
— Скажите, ни у кого из вас не выпадали из окна вагона футбольные ботинки? Мы получили телеграмму, что из скорого поезда на сорок третьем перегоне вылетели бутсы. Вы не беспокойтесь. Их завтра доставят сюда поездом.
Так бутсы второй раз догнали Пеку. Больше он уже не пытался отделаться от них».
Впрочем, до Ленинграда знаменитые Пекины бутсы так и не доехали. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в рассказе Льва Кассиля, который стоит прочесть каждому, кто держит в руках этот журнал.
Последний всплеск спортивных обменов пришелся на 1936 год: в СССР тогда прибыли не только турецкие футболисты, но и фехтовальщики, борцы, велосипедисты. Последние приняли участие в командных шоссейных гонках, в том числе в Ленинграде, и вчистую их выиграли, после чего советское руководство приняло решение обратить особенное внимание на поддержку и развитие шоссейного велоспорта. Ну и опять футбол. Ленинградская встреча состоялась 24 сентября, хозяева выиграли с минимальным счетом 1 : 0; перед началом игры турецких участников этого, казалось бы, вполне уже рядового матча запечатлел фотограф, благодаря чему мы можем оценить не только их энтузиазм при исполнении гимна, но и заполненные трибуны стадиона.
Рядовой матч? Однако не знали ленинградские болельщики, что следующей встречи с турецкими футболистами им придется ждать не год и не два — целых два десятилетия. По причинам чисто политическим: в советско-турецких отношениях появится нешуточная напряженность, приведшая страны во враждующие политические блоки.
Лишь 13 июня 1956 года на ленинградском стадионе имени С. М. Кирова состоялась товарищеская встреча «Зенита» и стамбульского «Фенербахче», которая привлекла около 70 тысяч зрителей. «Ленинградская правда» днем позже сообщала подробности для тех, кто попасть на стадион не сумел:
«Представители команд турецкого «Фенер-Бахче» и ленинградского «Зенита» обменялись приветствиями. Гостям были вручены цветы. Оркестр исполнил гимны Турецкой Республики и Советского Союза.
Судья В. Карни (Финляндия) вызвал команды на поле. События развернулись с необычайной быстротой. Едва гости ввели мяч в игру, как им завладели ленинградцы, последовали три молниеносные передачи, и Марютин, получив мяч от Гулевского, забил гол. С начала игры прошло всего 18 секунд!
Эта неудача не обескуражила гостей. Они все чаще и чаще стали атаковать ленинградские ворота и на 12-й минуте добились успеха. Завершая комбинацию, Мехмед Али забил ответный гол.
Нападающие «Зенита» неоднократно имели реальные шансы вновь добиться перевеса, однако они медлили с завершающим ударом и упустили прекрасные возможности. Турецкие футболисты показали себя хорошими техниками и опытными тактиками — они отлично владеют мячом и четко разыгрывают комбинации. На 22-й минуте ошибка Самарина позволила Фикрету увеличить счет до 2 : 1 в пользу «Фенер-Бахче».
Конец первой половины и вся вторая половина игры проходили в напряженной борьбе, в ходе которой обе стороны не раз могли изменить результат. Однако этого не случилось, и игра закончилась со счетом 2 : 1 в пользу турецких футболистов».
После этой встречи товарищеские поединки ленинградских и турецких футболистов снова стали явлением достаточно привычным. 8 июля 1957 года, например, на том же стадионе имени Кирова «Зенит» принял «Галатасарай» и уступил со счетом 0 : 2. Второй мяч забил Метин Октай (Metin Oktay) — легенда «Галатасарая», 13-кратный обладатель звания лучшего бомбардира команды, один из самых знаменитых футболистов Турции. Не случайно даже спорткомплекс «Галатасарая» в Стамбуле назван его именем.
Три года спустя, 15 июля 1960 года, ленинградцам удалось взять реванш у «Галатасарая»: в очередном домашнем матче на стадионе имени Кирова они забили два мяча, тогда как гости один.
А еще два года спустя, в 1962-м, состоялось первое турне ленинградского «Зенита» по Турции — с посещением не только Стамбула, но и Анкары. Первый матч состоялся 23 декабря в столице, и «Ленинградская правда» коротко сообщила читателям: «Шла последняя минута встречи ленинградского «Зенита» с сильнейшей футбольной командой Турции «Галатасарай». Очередная комбинация ленинградских нападающих — Храповицкий передал мяч Рязанову. Удар — и гол!».
Та первая встреча так и завершилась со счетом 1 : 0. Потом состоялись еще три матча: 26 декабря зенитовцы в Анкаре сыграли вничью с местным клубом «Генчлербирлиги» — 3 : 3, 29 декабря в Стамбуле поделили очки с «Фенербахче» (0 : 0), а уже под самый Новый год, 30 декабря, уступили «Бешикташу» с разгромным счетом 1 : 4. Несмотря на последний результат, победила в итоге дружба. Даже удивительно, что в тогдашней ленинградской прессе футбольному турне было уделено скромнейшее внимание.
Год спустя, в декабре 1963-го, по стопам земляков в Турцию отправилась еще одна ленинградская футбольная команда — «Динамо», выступавшая тогда вместе с «Зенитом» в первой группе класса «А» — то есть в высшем эшелоне советского футбола. Здесь тоже победила дружба: вначале динамовцы уступили сборной города Трабзона, затем выиграли в Анкаре у «Генчлербирлиги», а напоследок в Адане сыграли вничью с местной командой «Демирспор».
Закончить этот футбольный рассказ можно двумя фактами совсем недавними: напомнить прежде всего, что одной из звезд петербургского «Зенита» был с 2006 по 2010 год турецкий нападающий Фатих Текке (Fatih Tekke). За это время он сыграл 89 официальных матчей, стал чемпионом России по футболу и забил 29 голов, что позволило ему войти в список лучших бомбардиров «Зенита».
Любопытно также, что незадолго до прихода Текке в команду «Зенит» был гостем давно знакомого ему Стамбула: 1 декабря 2005 года на стадионе «Инёню» петербуржцы встречались с «Бешикташем» на групповом этапе розыгрыша Кубка УЕФА. На кону стоял выход из группы, зенитовцам достаточно было ничьей, и они ее добились — 1 : 1. Как говорили в таких случаях футбольные комментаторы былых времен, «победила дружба».
И в самом деле, дружба победила.