Эбру, или турецкая бумага
ТЕКСТ: ХИКМЕТ БАРУТЧУГИЛЬ, ПЕРЕВОД:КСЕНИЯ МАЯКОВА
Считается, что исполненное любви и окутанное тайной турецкое искусство «эбру», уходящее своими корнями в далекое прошлое, зародилось на территории Средней Азии. Первые упоминания о нем находим в источниках на чагатайском (староузбекском) языке, где оно носит название «эбре». Благодаря Великому шелковому пути об эбру узнали в Иране. Название происходит или от слова «эбри», которое означает «движущееся море», или от «абру», что в переводе значит «зеркало воды». В Анатолии на протяжении всей истории этот вид искусства был широко известен и развивался под названием «эбру». В начале XVII века эбру попало в Европу и стало известно как «Турецкая бумага».
Способы и методы рисования
Густота используемого раствора достигается за счет использования природного загустителя камеди и клея. Сухая порошкообразная краска изготавливается путем смешивания желчи крупного рогатого скота с окислами металлов, которые благодаря своим физическим свойствам практически нерастворимы в естественных условиях. Рисунок наносится на поверхность предварительно загустевшего раствора кисточками из конского волоса с черенками из ветки розового куста. Капли краски, которые хаотично падают на поверхность используемого раствора, демонстрируют бесконечность цветовой гаммы и уникальность мира красок эбру. Этот вид искусства имеет также название «Великолепное эбру». Рисунок наносится точечными движениями кисти, образуя пятна, напоминающие по форме гальку. При использовании данного метода нанесения красок получается разнообразный орнамент.
В зависимости от используемой техники нанесения красок употребляются следующие названия для готовых композиций: «Эбру с гребешком», «Вступление-исчезновение», «Шаль», «Гнездо соловья» и другие. Узоры «тюльпан», «роза», «гвоздика», «гиацинт» и «ромашка» получаются легче всего, так как выполняются при помощи разового нанесения красок различных цветов на поверхность раствора и, кроме того, их форма легко поддается изменению.
Возможно также создание и абстрактных картин. В наши дни наряду с поддержанием и укреплением значения, повышением важности роли этого ремесла как неотъемлемого элемента нашей культуры стала признаваться ценность и другого вида этого искусства — абстракционизм в эбру. Я полагаю, что этот подтип изящного искусства, подчиняясь новым веяниям, в данный момент переживает свой ренессанс — период расцвета.
Хотя эбру и является видом изобразительного искусства, однако это не только живопись — это и стихотворная сатира, и мелодичный напев. В то же время эбру — это как бы некая фигура, парящая в танце над временем и пространством, так же как и произношение самого слова «э б р у!». Возможно, во всем мире нет другого вида искусства, столь тесно и неразрывно связанного со своим названием. Именно в эбру, уникальном искусстве танца красок на воде, слиты воедино первозданность воды, торжество красок, человеческие чувства и совершенство природы. Эбру — это передача чувств средствами изобразительного искусства, которое никогда не теряет присущей ему таинственности — ни при первом знакомстве, когда вы впервые сталкиваетесь с ним, ни при детальном рассмотрении, когда глаза наблюдателя встречаются с картиной. Наряду с изяществом и элегантностью, легкодоступными для восприятия, эбру открывает также всем нам микро- и макромиры искусства, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Более того, для поклонников этого искусства, имеющего богатую историю, истиной является и то, что эбру обладает рядом целебных свойств…
Мистические тайны эбру
Рисунки эбру очень похожи на фотографии, доставленные из космоса, переданные с других планет; на изображение объектов, рассматриваемых с помощью электронного микроскопа; на узоры, образующиеся на поверхности мыла после мытья рук, или на капельки дождя, стекающие с автомобиля; на разнообразные снимки поверхности Земли или срезы мраморных плит, на которых скапливаются капельки воды. Эбру — это увеличенные в сотни, тысячи раз составные элементы изображений из медицинских атласов по гистологии, где представлены фрагменты тканей живых организмов.
Интересно, может быть, это искусство за счет своих причудливых, отвлеченных форм хочет научить нас некоторым вещам, которые скрыты и трудны для понимания человека? Может, оно передает нам новости из микро- или макрокосма? Или же раскрывает тайны сотворения мира? Эбру — это что-то таинственное, как попытка рассказать о бесконечности или постичь ее. Сохраняя срезы нанесенных на воду узоров, эбру показывает нам божественную красоту картинки, скрытой на заднем плане, орнаменты которой порой не видны невооруженным глазом, не имеют начала и конца. И вода как бы еще раз напоминает нам аят из Корана, что все в этом мире произошло из воды: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?» (Сура 21, аят 30. Перевод Э. Кулиева — прим. переводчика). Ты можешь распутать этот клубок тайн и мистики. В чем же смысл этих запутанных линий, контуров и где же их конец? Я все еще не нашел ответа. Однако вероятнее всего, что значение этих узоров, берущих свое начало и конец здесь же на поверхности воды, не только в том, чтобы быть красочной историей, положенной на лист бумаги…
С точки зрения эстетики восприятия живописи Востоком и Западом мы совершенно по-разному видим элементы одной и той же картины. Поэтому класть их на одну чашу весов не совсем справед
ливо и рационально. Глаз европейца не сможет увидеть и понять истину восточного искусства, виды и стили которого очень различны. Согласно эстетическим канонам древнегреческого или римского изобразительного искусства в основе восприятия лежит только материалистический подход, обязательно должны присутствовать и натурализм, и перспектива. Несомненно, у нашего народа, пришедшего из Азии и избравшего своей религией ислам, как у самостоятельно функционирующего общества есть свои собственные, отличные от других принципы искусства, на которых и формируются наши эстетические взгляды. Понимание изысканности — это совокупность зрительного мировосприятия, духовного понимания и поиска совершенства. В данном случае использование термина «эстетика», пришедшего из греческого языка как название науки о восприятии, будет не совсем корректно. Такие критерии прекрасного, как привлекательность, красота, изысканность и мягкость, считаются основополагающими принципами восточного искусства. Раскрытие души, погружение в мечты, в раздумья и размышления о совершенстве, как о конечной цели, считаются основными ценностями в мире восточного искусства. А сейчас, основываясь на этих базовых понятиях, я хотел бы кратко рассказать о своем личном восприятии и понимании эбру. И прежде чем поведать об этом восточном искусстве Турции и ислама (как мы решили его назвать), я намерен дать толкование важнейших положений и сделать акцент на неповторимости исламского искусства.
Кто-то из великих сказал, что творец вкладывает в свое произведение всю душу. К сожалению, необходимо признать, что многие произведения, которые потеряли свои эстетические и моральные ценности (например, куча ржавого чугуна, сваленного на землю, которую считают шедевром современного искусства), попадают в опасную ловушку, будучи примером упадка человеческой культуры в целом. С моей точки зрения, если разговор идет о таких чрезвычайно важных категориях искусства, как поиск божественного совершенства, стремления к идеалам прекрасного и эталонам красоты, то они почти полностью находятся на грани вымирания.
Согласно Титусу Буркхардту, одному из видных представителей традиционалистской школы, специалисту по традиционным искусствам Востока и Запада, «красота — это критерий истины: как нет настоящей красоты без правды, так нет и правды, которая не озаряет красотой». В поддержку данной точки зрения следует добавить, что под натиском глобализации усиливается необходимость бережной защиты и передачи народного искусства из поколения в поколение. Следует также принести большую благодарность художникам Запада и Востока, представителям как традиционных, так и новых направлений, за то, что они разделяют данную точку зрения, и постепенно она перестает быть такой исключительной.
И наши национальные ткани, и каллиграфия, и искусство золочения, и эбру, и миниатюра, и многое другое популярны во всем мире, со всех концов света едут люди, чтобы ознакомиться с этими видами искусства, и все это знак того, что своей всемирной известностью они обязаны принадлежности к национальному искусству. Если же это действительно знак, и осознанное чувство гуманности и поиск истины являются тому подтверждением, тогда мы можем надеяться, что наконец-то заканчивается эпоха пренебрежительного отношения к передаче культурного наследия последующим поколениям. В результате различных процессов и конфликтных ситуаций, имеющих место в современном мире, у отдельно взятого индивида может возникнуть чувство отчужденности, а на национальном и международном уровнях прослеживается процесс резкого понижения социального статуса личностей и групп, и единственным спасительным средством в сложившейся ситуации является искусство, которое уже на протяжении тысячелетий объединяет весь мир.
Стамбул — столица эбру и каллиграфии
Во всем мире принято, исходя из уникальных особенностей того или иного города, называть его столицей определенного вида искусства. Например, Париж — столица живописи, Рим — столица скульптуры, Вена — столица классической европейской музыки, а Новый Орлеан — столица джаза. Без сомнения, этот список можно было бы продолжить.
Есть одна хорошая старинная пословица: «Коран был ниспослан в Священной Мекке, прочитан в Каире, а написан в Стамбуле». Несмотря на то, что в настоящее время мы не используем алфавит, которым был записан Коран, именно Стамбул является родиной всемирно известных каллиграфов. Турецкие каллиграфы, прежде всего из Стамбула, достойно представляют Турецкую Республику на международных конкурсах и по справедливости занимают лидирующие позиции.
Пришедшее из Средней Азии и достигшее апогея своего развития в Стамбуле эбру развивалось как искусство, созданное в помощь каллиграфам и писцам книг. В начале XVII века под названием «Турецкая бумага», попав в Европу, затем оно последовало в Америку. В эпоху многовекового существования Османской империи эбру имело широкую популярность. Однако для каждого столетия известно лишь по нескольку имен мастеров этого искусства. В последнюю четверть XX века в этой области неожиданно произошли колоссальные изменения. Этот вид искусства чрезвычайно расширил сферу своего распространения, его популярность возросла. Это продолжается по сегодняшний день. Претерпев значительные изменения, но не утратив своих отличительных черт, будучи «портретом лица воды», ремесло превратилось в Искусство. Были изобретены новые виды техники нанесения рисунка. В единении с другими видами искусства, такими как живопись, миниатюра и фотография, возникают новые художественные произведения. Концепция этой техники рисования применяется при создании фильмов и сериалов. Воплощается оправданная идея зарабатывания художниками средств на существование. Значительно возросло также количество людей, интересующихся этим видом искусства.
8 (Hafız Mehmet bey sok., 8). Это единственное в своем роде место, где в специальных студиях обучают данному мастерству, проводятся мероприятия, посвященные эбру, и устраиваются выставки. Именно Стамбул стал городом, в котором эбру приобрело свою наивысшую известность, а этот дом стал достойным и надежным местом для поддержания и сохранения таинственного искусства танца красок на воде и передачи его следующим поколениям.
Справка
Хикмет Барутчугиль родился в Восточной Турции в 1952 году. Закончил Стамбульскую государственную академию искусств, отделение прикладных искусств по специальности «текстильный дизайн». Там в 1973 году начал заниматься исламской каллиграфией «хат», но вскоре познакомился с традиционным искусством эбру, которое и стало делом всей его жизни. Он изучал эбру с точки зрения науки, исследовал возможность использования его техник в разных видах искусства: от архитектуры до современной живописи. Участник многочисленных выставок, его работы можно увидеть во всемирно известных музеях, таких как Британский музей в Лондоне.