Турецкие анекдоты
РАССКАЗАЛ АЛЕКСЕЙ ДАВТЯН
Однажды эмир вызвал к себе Насреддина и сказал:
— Мне никак не могут найти толкового астролога, а ты, я знаю, человек умный. Не можешь ли ты стать моим личным астрологом?
— Конечно, могу, — не задумываясь отвечал Насреддин, — но только вместе с женой.
— Как так? Почему? — удивился эмир.
— Так уж повелось, что мое мнение никогда не совпадает с мнением моей половины. Вот, например, если я вечером, глядя на облака, скажу: «Завтра будет дождь», она обязательно скажет: «Никакого дождя не будет». И вот что я заметил: или ее, или мои слова обязательно сбываются. Так что должность астролога я могу занимать только вместе с женой.
Ходжа в суматохе не разобрал, что ему подсунули безобразную невесту, и женился на ней. Однажды, примеряя перед зеркалом паранджу и жеманничая, жена спросила Ходжу:
— Эфенди, ты должен меня научить, кому из твоих родственников я могу показывать открытое личико, а кому нет.
— Показывай свое лицо кому хочешь, не жалко. Только, умоляю, не мне! — воскликнул Насреддин.
Сосед пришел к Насреддину и попросил у него десятилетнего уксусу. Ходжа категорически отказал.
— Но я же знаю, у тебя есть десятилетний уксус! — обиделся сосед.
— Зря ты обижаешься, — ответил Ходжа, — подумай, продержался бы у меня уксус десять лет, если бы я давал его каждому, кто попросит?
Как-то раз деревенские озорники решили украсть у Ходжи его знаменитые башмаки. Увидев, что он идет по дороге, мальчишки собрались у дерева и принялись громко спорить, сможет ли Ходжа взобраться на это дерево или нет.
— Что ж тут трудного? Конечно, смогу, — сказал подошедший Ходжа.
— А вот и не сможешь! Ты только хвастаешь, — подначивали ребята.
Ходжа решительно снял башмаки, засунул их себе за пояс и подошел к дереву.
— А зачем ты берешь с собой башмаки? — загалдели мальчишки.
— Настоящий суфий никогда не знает, куда ему придется двинуться в следующее мгновение. Возможно, на землю мне вернуться больше не суждено. Так что обувь на всякий случай лучше захватить с собой…
Как-то раз, желая досадить Ходже, жена сказала ему:
— Ходжа, не обижайся, но ты не очень-то красив, а некоторые говорят, что даже уродлив. Так что горе будет тебе, если родится ребенок, похожий на тебя…
— Это ничего, — ответил Ходжа Насреддин, — а вот тебе точно не поздоровится, если ребенок окажется на меня не похож…
Один искусный повар угостил Насреддина жареной печенкой. Это блюдо очень понравилось Ходже. Он выпросил у повара рецепт и подробно записал его на листе бумаги. После чего Ходжа отправился на базар и купил два фунта свежей печенки.
Но по дороге домой какая-то хищная птица вырвала у него из рук печенку и улетела.
— Ну, мясо, у тебя, пожалуй, есть, — иронически глядя ей вслед, промолвил Ходжа. — Но, скажи мне на милость, что ты будешь делать без рецепта, глупая птица?
Однажды Ходжа потерял своего ишака. Потратив весь день на поиски, раздосадованный Ходжа прилюдно поклялся, что если «этот неблагодарный ишак» и найдется, то он сразу же продаст его за одну таньга. Вскоре ишак сам пришел к дому Ходжи. Делать нечего, обещание нужно исполнять.
На следующее утро Ходжа стоял на базаре со своим ишаком и… кошкой. На вопрос, можно ли у него купить ишака за одну таньга, Насреддин отвечал, что это действительно так, но ишак продается только вместе с кошкой, которая обойдется покупателю в 99 таньга.
Однажды, перевозя через бурную реку ученого, Насреддин сказал какую-то фразу грамматически не совсем правильно.
— Так нельзя говорить. Разве ты никогда не изучал грамматику? — спросил ученый.
— Увы, не довелось, — отвечал Насреддин.
— Значит, ты потерял полжизни, — констатировал ученый муж.
После этого Насреддин долго молчал, чтобы не показаться еще бóльшим неучем. Но через какое-то время ему все-таки пришлось обратиться к своему пассажиру:
— Уважаемый, а учился ли ты когда-нибудь плавать?
— Нет, а что?
— Значит, ты потерял всю жизнь — мы тонем!
Городской кази (судья) очень не любил Ходжу Насреддина. Однажды Ходже понадобилось зайти к кази по делу. Подходя к его дому, Ходжа заметил, что тот отскочил от окна. Ходжа постучал, из дома вышел слуга и объявил, что хозяина дома нет, он ушел на базар.
— Передай своему хозяину, — сказал Ходжа, — чтобы в следующий раз, уходя на базар, он не оставлял свою голову на окне, а то ее могут поклевать птицы.
У Ходжи Насреддина издохла корова, которая давала очень много молока. Ходжа так сильно горевал, что соседи стали шептаться, мол, когда у Ходжи месяц назад умерла любимая жена, он так не убивался.
— Что же тут удивительного, — ответил на это Ходжа, — когда у меня умерла жена, все меня утешали и говорили: «Не плачь, мы найдем тебе новую жену еще лучше…» А что теперь? Вот уже два дня, как моя корова подохла, и никто не утешает меня словами: «Не плачь, мы купим тебе новую корову еще лучше…».