«Еврейские жемчужины» в собрании Российского этнографического музея. Семен Якерсон
ТЕКСТ:
СЕМЕН ЯКЕРСОН,
ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея
ФОТО: РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В декабре 2007 года в Российском этнографическом музее (РЭМ) открылась постоянная экспозиция, посвященная истории и культуре еврейского народа на территории России.
Можно отметить, что на сегодняшний день это единственная такая экспозиция в государственных музеях России. Но дело даже не в этом, не в факте эксклюзивности экспозиции как таковой, гораздо важнее, с моей точки зрения, что создание этой выставки предоставило наконец достойную возможность показать музейному сообществу и посетителям уникальные еврейские фонды РЭМ. Собрание «иудаики» музея исключительно разнообразно, в нем, как в зеркале, отражается вся многогранность еврейской жизни в России.
Не вдаваясь в подробности данного вопроса, необходимо отметить, что расширение границ Российской империи в конце XVIII—первой половине XIX века явилось причиной вступления в российское подданство евреев, населявших вновь присоединенные территории. В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795), присоединения Крыма (1783), Кавказа (1857–1864) и Средней Азии (1866–1907) Российская империя в кратчайший исторический период превратилась из страны, практически полностью «свободной от евреев»*, в страну с самым большим в мире еврейским населением. Оно было представлено подавляющим большинством еврейских этнолингвистических общин, таких, как ашкеназы (европейские евреи), караимы (евреи, исповедующие библейский иудаизм и не признающие авторитет Талмуда), крымчаки, горские евреи, грузинские евреи и бухарские евреи.
Бокал для ритуального использования в обряде киддуш. Нюрнберг. XVIII в. Серебро. Литье, штамповка, золочение
Российский этнографический музей был основан как Этнографический отдел Русского музея императора Александра III 10 (23) января 1902 года. Его создание было с восторгом встречено российской общественностью и расценивалось как важнейшее явление в культурной и научной жизни России. Собирание предметов еврейской этнографии входило в общую этнографическую программу музея и началось, по сути, с его основания. Первые еврейские вещи — свадебный костюм грузинской еврейки — музей приобрел уже в 1903 году. Начало еврейскому ашкеназскому собранию было положено в 1907 году украинским антропологом и этнографом Ф. К. Волковым (1847–1918), подарившим музею 15 предметов и 5 фотографий, собранных им во время «этнографических экскурсий» (1904, 1905) в Восточной Галиции. Эту небольшую коллекцию составляли разрозненные части костюма: головные уборы, пояс, личные принадлежности религиозного характера, праздничная синагогальная и домашняя утварь. Приобретение еврейских предметов связано также с именами таких выдающихся этнографов, как А. А. Миллер (1875–1935), который побывал в 1907– 1908 годах на Восточном Кавказе и в 1908 году в Белоруссии, А. К. Сержпутовский (1864–1940), совершивший в 1911 году поездку по еврейским местечкам Царства Польского, и других. Помимо этого еврейское собрание формировалось за счет даров от частных лиц и покупок от «собирателей редкостей, торговцев старинными вещами».
Коллекция серебряных указок для чтения свитка Торы. Западная Украина. XIX в.
Однако настоящие сокровища еврейского прикладного искусства, которые превратили коллекцию РЭМ в крупнейшее собрание мира, связаны с работой этнографических экспедиций одного из наиболее интересных творцов еврейской культуры начала XX века — писателя, публициста, общественного деятеля и фольклориста Семена Акимовича Ан-ского (1863–1920). В период с 1912 по 1914 год Ан-ский возглавляет организованную Еврейским историко-этнографическим обществом постоянную фольклорно-этнографическую экспедицию в местечки черты еврейской оседлости. Вот как сам собиратель охарактеризовал результаты деятельности экспедиции в письме в редакцию журнала «Еврейская старина»: «За четыре года своей деятельности Экспедиция, в которой кроме меня принимали участие специалист по народной музыке, фотограф и, временами, секретарь, — обследовала всю Волынскую, большую часть Подольской и часть Киевской губернии, посетив более 60 городов и местечек. Собран за это время следующий материал: 1) сделано более 2000 фотографических снимков, 2) записано около 1800 народных сказаний, 3) более 1500 народных песен и мистерий <…>, 6) собрано более 100 исторических документов, много писем известных лиц, 7) около 50 старинных рукописей и пинкосов, среди которых несколько очень редких и ценных, 8) приобретено и получено в дар более 700 предметов, почти исключительно старинных (серебряных, медных, деревянных и проч.), из области религиозного культа, домашнего обихода, женских украшений, старинной одежды, гравюр, картин и т. д.»
Годесы.
Пять серебряных сосудов для благовоний. Российская империя. Втор. пол. XIX в.
В планы экспедиции не входило пополнять собранными материалами фонды Этнографического отдела Русского музея, однако годы «большой смуты» — Первой мировой войны, революций и гражданской войны — смешали все карты. Ан-ский после разгрома Учредительного собрания большевиками (он являлся членом Собрания от партии эсеров) эмигрировал из России и умер в Варшаве. Незадолго до своего отъезда Ан-ский, справедливо опасаясь за сохранность коллекции, особо ценные предметы сдал на хранение в государственное учреждение, Русский музей. Эти материалы со временем стали частью музейного фонда и сегодня являются истинной жемчужиной еврейского собрания РЭМ.
Впоследствии еврейские коллекции музея продолжали пополняться как материалами этнографических экспедиций (например, экспедиция И. М. Пульнера (1900–1942) на Украину, в Белоруссию и Биробиджан в 1930-е годы), так и за счет приобретения частных коллекций и получения в дар отдельных экспонатов. Важнейшим из таких приобретений является, без сомнения, коллекция сподвижника Ан-ского по фольклорно-этнографической экспедиции, художника С. Б. Юдовина (1892–1954).
Лубок «Седер». Австро-Венгрия. Втор. пол. XIX в.
Ктубба (брачный контракт). Италия, Падуя. 1716
Сегодня музейное собрание иудаики насчитывает, с учетом архивных и фотографических материалов, 3000 единиц хранения. Из них 2400 единиц — это музейные экспонаты. Важно отметить, что собранная коллекция отражает практически все сферы жизнедеятельности еврейского народа — от общинных книг, молитвенников и облачений свитков Торы до предметов повседневной домашней утвари и одежды. На еврейской экспозиции постоянно выставлено 712 предметов. Кроме этого, 40 предметов демонстрируются в «Особой кладовой» музея (35 ашкеназских и 5 из кавказской коллекции) и один предмет, «шофар» (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога), находится в экспозиции «Кость, рог, янтарь в традиционных культурах народов Евразии».
Ермолки (мужские головные уборы). Российская империя. Кон. XIX в.
Еврейская коллекция продолжает пополняться новыми предметами, еврейская экспозиция работает в общем ритме Российского этнографического музея, экспонаты после многолетнего хранения в фондах «дышат» воздухом просторных музейных залов и радуют посетителей. Сегодня мы работаем над созданием временной выставки «Меж двух миров», которая будет посвящена 150-летию со дня рождения главного фондообразователя нашей коллекции Семена Акимовича Ан-ского. Открытие выставки планируется на октябрь 2013 года. Мы всех приглашаем…
С. А. Ан-ский (крайний слева) беседует с жителями местечка в Волынской губернии. Этнографическая экспедиция 1912 г. Фотография С. Б. Юдовина
* Естественно, не принимаются в расчет христиане еврейского происхождения, которые попали в Россию в период царствования Петра I (1689–1721) и до определенной степени «вросли» в русское общество, или отдельные евреи-профессионалы (врачи, банкиры), которые время от времени появлялись в России и выполняли некоторые «деликатные» поручения при царском дворе.