Последствия банкротства Thomas Cook
Это банкротство затронуло не только Великобританию, где находится штаб-квартира Thomas Cook, но и многие другие страны: компания обслуживала свыше 22 млн туристов в год, у нее около 3 тысяч офисов – часть работала по франчайзингу, десятки дочерних предприятий.
В частности, немецкие «дочки» туроператора Thomas Cook – Neckermann Reisen, Bucher Last Minute, Oger Tours, Air Marin и Thomas Cook Signature после сообщения о банкротстве также приостановили продажу туров и отправку туристов на отдых. Не исключено, что и Thomas Cook GmbH, Thomas Cook Touristik GmbH, Bucher Reisen & Oger Tours GmbH и, возможно, некоторые другие тоже будут вынуждены объявить о банкротстве.
Однако например, немецкий туроператор Aldiana, акционерами которого выступают LMEY Investment AG (58%) и Thomas Cook (42%), продолжает свою работу. Несмотря на заявление о банкротстве материнской компании, продолжила полеты и немецкая авиакомпания Condor, входящая в состав Thomas Cook Group Airline. Правда, Condor не может перевозить клиентов обанкротившегося концерна, поэтому она не берет на борт отпускников с его путевками. МИД Германии запланировало кризисное заседание по вывозу немецких туристов, которых по линии Thomas Cook сейчас на курортах не менее 140 тыс.
На российском рынке также есть дочерние компании обанкротившегося гиганта, однако, нашим, похоже, повезло больше, чем немцам. Например, «Интурист», которым Thomas Cook владеет с 2011 года, работает в штатном режиме. Как пояснил RATA-news директор по продажам компании Сергей Толчин, «Интурист» – это российское юрлицо, компания операционно независима, у нее собственные контракты и каналы сбыта. Поэтому клиенты отправляются на отдых и возвращаются в обычном режиме. Остаются в силе и все планы «Интуриста» на зимний сезон.
В «Библио-Глобусе», о сделке которого с Thomas Cook было объявлено весной, сообщили, что все обязательства по уже заключенным договорам о реализации турпродукта вместо связанного с Thomas Cook «Библио-Глобуса ТК» приняло на себя другое юрлицо туроператора – «Туроператор БГ».
«Руководство компании «Туроператор БГ», учредителями которого являются бывшие владельцы «Библио-Глобуса», гарантирует осуществление всей операционной деятельности по приему и обслуживанию туристов в штатном режиме», – сказано в официальном сообщении. Ликвидация Thomas Cook не повлияет на работу «Туроператора БГ», так как это юрлицо формирует турпродукт в соответствии с российским законодательством «вне влияния Thomas Cook».
Эксперты считают, что к плачевному концу старейшую турфирму привел целый комплекс объективных и субъективных причин. Прежде всего – стратегические просчеты руководства и закредитованность компании. Указывают также на Брексит, падение фунта стерлинга и, как следствие, слабый спрос британцев и европейцев вообще на отдых. Плюс уход туристов от традиционных туроператоров в интернет.
Оператора упрекают также в недостаточной технологичности и излишней обремененности собственностью в виде авиакомпаний и отелей. Но главное, по словам аналитика по туризму GlobalData Иоанны Бонхилл-Смит, что компания не успела вовремя перестроиться. Появившись как классический туроператор, продающий пакетный отдых в формате all inclusive, Thomas Cook не смог адаптировать свою стратегию и учесть многие риски и вызовы нашего времени, в частности, роль такого мощного деструктора рынка организованного туризма, как Airbnb.
У британцев есть также претензии к своему правительству, которое отклонило просьбу Thomas Cook о финансовой помощи в размере 150 млн фунтов стерлингов. Борис Джонсон сказал вчера, что это было сделано сознательно, чтобы не возникал соблазн у других частных компаний. Аргумент разумный, но получается, как пишут британские СМИ, что этот урок бизнесу будет преподнесен за счет туристов.
Туры их защищены страхованием по принятой в Британии системе ATOL, возвращение домой гарантировано. Но также гарантированы испорченный или несостоявшийся отдых, неразбериха, ожидания в аэропорту. Просто масштаб события таков, что быстро, хорошо и сразу решить все возникшие проблемы невозможно. Шутка ли – предстоит вывезти с курортов не менее 160 тыс. человек! Правительство уже назвало эту операцию беспрецедентной.
Например, как сообщает оператор испанских аэропортов AENA, только в понедельник с Канарских островов и Майорки в Великобританию отменили 46 рейсов. А всего из Испании в расписании Thomas Cook и его скандинавской дочки Thomas Cook Scandinavia на ближайшие две недели было намечено 525 рейсов: 70% в Великобританию, 12% – в Норвегию, 10% – в Швецию, 6% – в Данию, 2% – в Финляндию
Последнее подобное событие случилось на туристическом рынке Британии в октябре 2017, когда разорилась местная бюджетная авиакомпания Monarch. Тогда пришлось эвакуировать 84 тыс. туристов, их вывозили 567 рейсами. Налогоплательщикам это обошлось 50 млн фунтов, сейчас, соответственно, минимум вдвое дороже. Согласно планам правительства, вывозные рейсы будут совершаться с 23 сентября по 6 октября.
Президент Ассоциации туристических агентств греческого Крита Михалис Влатакис назвал коллапс Thomas Cook землетрясением для своего острова. «Масштаб произошедшего тянет на семибалльное землетрясение, но иногда следующее за ним цунами бывает даже страшнее», – заметил он. По его словам, последствия для острова очевидны, так как у туроператора было огромное количество номеров в отелях Крита.
О том, что уход такого крупного игрока, как Thomas Cook, не пройдет бесследно для европейской туриндустрии, говорят многие эксперты. Тем более что общий экономический фон в регионе не самый благополучный для туризма. Не случайно в сентябре о банкротстве заявили сразу две довольно заметные авиакомпании, активно работавшие в том числе, и на туристическом рынке.
Сначала с рынка ушла вторая по величине французская авиакомпания Aigle Azur, выполнявшая, в частности, рейсы в московский аэропорт «Домодедово» из Парижа (Орли) и Марселя. И практически одновременно с Thomas Cook о финансовой помощи попросила французская авиакомпания XL Airways, совершавшая дальнемагистральные рейсы из Франции в Африку, Америку и на Ближний Восток. Ей также угрожает банкротство. На прошлой неделе XL Airways закрыла продажи авиабилетов и прием платежей. Компания, вслед за другими небольшими авиаперевозчиками Европы, не выдержала повышения стоимости топлива и ценовой конкуренции, а также пострадала от движения «желтых жилетов».
Светлана Ставцева, RATA-news