Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи со вступлени-ем Северной Македонии в НАТО
С 27 марта с.г. после передачи в Вашингтоне грамоты о ратификации Североатлантического договора Северная Македония официально стала 30-м государством-членом НАТО. Придать этому событию помпезность и резонансное звучание, которыми сопровождались все предыдущие «волны расширения» альянса, на этот раз не получилось – свои коррективы внесло продолжающееся «расширение» коронавирусной инфекции.
В условиях введенного в стране режима чрезвычайного положения лидеры Северной Македонии тем не менее не упустили возможности с пафосом заявить об историческом характере вступления в НАТО, которое якобы гарантирует Скопье стабильность и безопасность. Министр иностранных дел Н.Димитров даже назвал членство в организации «заветом отцов и дедов». При этом осталось за кадром, что формальное вступление в альянс практически совпало с очередной годовщиной начала натовских бомбардировок Югославии.
Интеграция Северной Македонии в НАТО – самопровозглашенный «альянс демократий» – с момента заключения в июне 2018 г. Преспанского соглашения с Грецией сопровождалась множеством процедурных и законодательных нарушений. Напомним, что в соответствии с национальным законодательством явка на референдуме по вопросу вступления в Евросоюз и НАТО 30 сентября 2018 г. оказалась недостаточной для признания его состоявшимся. Достоянием общественности стали случаи различного рода вмешательства во внутренние дела страны вплоть до шантажа и запугивания. Все это прошло незамеченным у наших западных партнеров, которые обычно щепетильно относятся к тонкостям соблюдения законодательных процедур.
Очевидно, что присоединение Скопье к альянсу не несет никакой добавленной стоимости ни европейской, ни региональной, ни национальной безопасности. Объединению усилий для борьбы с общими угрозами и вызовами, в том числе пандемией коронавируса, такой шаг точно не поспособствует. Он будет только создавать новые разделительные линии.
До настоящего времени не прозвучало ни одного внятного обоснования необходимости вступления Северной Македонии в НАТО. Местному населению сулят экономический рост, повышение инвестиционной привлекательности, укрепление правового государства. Но для этого совершенно необязательно вступать в военно-политический блок. А вот повышения расходов на оборону и объемов закупок западных – прежде всего американских – вооружений и техники от Скопье требуют уже сейчас. Это цена, которую македонскому народу придется заплатить за отказ от суверенитета в военно-политической области и не только.
Что касается обещанного повышения уровня безопасности, то альянс далеко не всегда в состоянии не только обеспечить надежную защиту своим членам, но даже прекратить между ними застарелые споры – там их научились искусно «заметать под ковер».
Ожидаем со стороны Скопье подтверждения, в соответствии с установленным порядком, принятия на себя обязательств Североатлантического альянса по подписанным с Россией документам, в частности Основополагающему акту 1997 г. и Римской декларации 2002 г.