Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с отказом в присоединении России к международному проекту обновления Музея – Места Памяти на территории бывшего нацистского лагеря «Собибор»
Разочарованы поступившим из Варшавы отказом в присоединении России к международному проекту обновления Музея – Места Памяти «Собибор».
Хотели бы напомнить, что российскую сторону пригласили подключиться к проекту обновления Музея– Места Памяти в Собиборе в 2013 году. Проект, инициаторами которого выступили Польша, Израиль,Голландия и Словакия, предполагает строительство нового мемориала, оборудование музея, создание соответствующей инфраструктуры. Россия положительно отреагировала на данное приглашение, выразила готовность принять активное участие в увековечивании памяти узников концлагеря, в том числе участников героического восстания 1943 г., организованного советскими военнопленными под руководством красноармейца А.А.Печерского. Кроме того, Москва выразила готовность внести существенный финансовый вклад в обустройство мемориала.
Однако дальнейшее обсуждение с польской стороной подключения России к проекту не дало никаких результатов: Варшава под различными предлогами заматывала итоговое решение, увязывала участие России в проекте со все новыми условиями, которые так и не были сообщены российской стороне. В итоге в июле с.г. поступило официальное сообщение из Варшавы о том, что на состоявшемся 12-13 июня 2017 г. заседании Международного управляющего комитета проекта было решено «продолжать сотрудничество в прежнем составе, существующем на протяжении нескольких лет».
Считаем принятие такого решения аморальным с точки зрения исторической правды. Сложно отрицать, что участие России в создании обновленного Музея – Места памяти «Собибор» абсолютно оправдано. Игнорирование исторических фактов не поддается рациональному объяснению и не должно пройти незамеченным для мирового сообщества. Намерение не допустить Россию в число участников проекта является частью открыто демонстрируемой в последнее время Варшавой русофобии и стремления поляков навязать свое видение истории, принизив освободительную роль СССР и Красной Армии во Второй мировой войне.