Из брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 23 июля 2020 года
Об очередных антироссийских высказываниях президента Литвы Г.Науседы
Мы уже неоднократно давали оценку попыткам прибалтийских политиков фальсифицировать исторические события XX века и навязать свою ангажированную точку зрения, осно-ванную на пресловутой концепции «советской оккупации». Очередные такие недружественные выпады допущены президентом Литвы Г.Науседой в ходе недавнего заседания Европейского совета в Брюсселе.
Полагаем, что из уст руководства Литвы, проводящего последовательную линию на героизацию т.н. «лесных братьев», многие из которых сотрудничали с нацистами и виновны в гибели десятков тысяч мирных жителей, обвинения в адрес России в «историческом ревизионизме» неуместны, циничны и аморальны.
Печально, что литовский лидер продолжает подпитываться деструктивными фобиями вместо того, чтобы подумать об улучшении российско-литовских отношений, оказавшихся по вине Вильнюса в беспросветном тупике.
О «Белой книге по обороне Японии»
Обратили внимание на оценки российской оборонной политики в «Белой книге по обороне Японии» за 2020 г. Удивлены, что соответствующие положения документа не только полностью оторваны от реальности, но и пронизаны недоверием и подозрительностью в отношении курса и действий нашей страны, которые нацелены исключительно на эффективное обеспечение национальной безопасности в условиях напряженной военно-политической обстановки в АТР.
Категорически не приемлем претензии Токио в отношении оборонных мероприятий на южных Курилах, именуемых в данной книге «незаконно оккупированными исконными японскими землями».
Вновь вынуждены напомнить, что эти острова находятся под суверенитетом России по итогам Второй мировой войны, которые закреплены в том числе в Уставе ООН, и мы вправе вести на них любую деятельность.
С сожалением отмечаем, что Токио в «Белой книге» так и не продемонстрировал транспарентности своего оборонного строительства, уклонившись от разъяснений региональному сообществу планов ревизии послевоенной «мирной» конституции страны, а также подтвердил сохранение узкоблоковых подходов к обеспечению безопасности, игнорируя давно назревшую необходимость создания инклюзивной и прозрачной архитектуры взаимодействия в АТР, учитывающей интересы и озабоченности всех государств региона.
О неоднозначной ситуации в урегулировании внутриукраинского конфликта в Донбассе
Отмечаем определенные позитивные подвижки в ходе выполнения Киевом, Донецком и Луганском решений парижского саммита «нормандского формата». Вчера, 22 июля, в ходе видеозаседания Контактной группы стороны подписали документ «Меры по усилению режи-ма прекращения огня». Он предусматривает реализацию с 27 июля ряда шагов, направленных на поддержание перемирия на линии соприкосновения в Донбассе. Достижение этих договоренностей стало результатом прямого диалога представителей Киева, Донецка и Лу-ганска при содействии России и ОБСЕ. Рассчитываем, что эти согласованные меры будут выполняться.
Вместе с тем серьезную озабоченность вызывает ситуация на политическом треке. Ее существенно осложнили решения Киева по местным выборам на Украине, которые назначены на 25 октября с.г. В постановлении Верховной Рады №3809 от 15 июля организация таких вы-боров в отдельных районах Донецкой и Луганской областей была обусловлена требованиями, которые прямо противоречат минскому «Комплексу мер». В их числе восстановление украинского конституционного строя и порядка в Донбассе (при этом, непонятно какого строя: действующего или проектируемого с учетом децентрализации и особого статуса Донбасса), а также восстановление контроля Украины на границе с Россией, 22 июля эти требования были подтверждены в официальном пресс-релизе офиса Президента Украины.
Хотелось бы напомнить, что «Комплекс мер» устанавливает совершенно иную последовательность шагов. Сначала должны быть приняты поправки в Конституцию и другие законы в контексте конституционной реформы с упором на децентрализацию и предоставление Донбассу постоянно действующего особого статуса, закрепленного в Конституции, пройти выборы, а затем начаться процесс восстановления контроля Киева над границей. Завер-шиться этот процесс должен только после всеобъемлющего политического урегулирования. Кроме того, «Комплекс мер» предписывает необходимость согласования вопросов выборов в Донбассе в прямом диалоге Киева с Донецком и Луганском.
До сих пор нет ясности, что означают последнее постановление Верховной Рады по местным выборам и пресс-релиз офиса Президента Украины, которые можно трактовать как фактический выход Украины из Минских соглашений. Нужны разьяснения.
Россию как сопосредника мирного процесса, участника Контактной группы и «нормандского формата» данная ситуация не может не беспокоить. Требуем от украинской стороны четких разъяснений по данному вопросу. Призываем наших германских и французских партнеров по «нормандскому формату» и международные структуры дать принципиальную оценку сложившейся ситуации и побудить киевские власти к выполнению своих обязательств.