Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 3 (73) 2024


«75 ЛЕТ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

 

Точка зрения
ЗАЯВЛЕНИЕ МИД РОССИИ В СВЯЗИ С ВЫБОРАМИ В США

Победа на президентских выборах в США Д.Трампа, который возвращается в Белый дом после четырехлетнего перерыва, безусловно, отражает недовольство американцев как итогами правления администрации Дж.Байдена, так и предвыборной программой демократической партии, предложенной ее спешно выдвинутым кандидатом в лице вице-президента К.Харрис вместо действующего главы государства. Несмотря на мощную пропагандистскую кампанию, развязанную против Д.Трампа демократами с использованием административного ресурса при поддержке либеральных СМИ, кандидат республиканцев, имея за плечами опыт своего первого президентства, сделал ставку на действительно волнующие избирателей вопросы экономики и нелегальной миграции в противовес глобалистскому курсу Белого дома.

ноя 30, 2021

Интервью с Сергеем Корнеевым – председателем Комитета по развитию туризма

- Вы взялись за петербургский туризм, наверное, в самый сложный для него период за последние 50 лет. Что-то удалось сделать за эти полтора года?

 - Да, как показывают данные Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), мировой туризм за последние два года сократился более чем на 85%, а число международных поездок в мире – на миллиард. Отрасль вернулась к показателям послевоенного периода, в каком-то смысле для любителей путешествий на дворе сейчас снова 1950-е. Трансграничные поездки на некоторых направлениях упали до нуля. Поэтому сейчас мы сфокусировались на внутреннем туризме. На это направлена кампания «Два города – миллион впечатлений», которую мы запустили совместно с комитетом по туризму Москвы. Из названия понятно, что мы предлагаем комбинировать поездки в две столицы. В эту программу включены 30 маршрутов, 45 кросс-региональных проектов, единый календарь насчитывает порядка 50 событий, 60 отелей двух столиц участвуют в программе лояльности.

Причем продвигаем предложения не только Москвы и Петербурга, но и соседних областей – Ленинградской, Новгородской, Псковской, Карелии и других маршрутов «Серебряного ожерелья России». Кроме того, поездку в город можно сочетать с экскурсиями в Выборг, на Валаам, в Соловецкий монастырь. Иными словами, приехав в одну столицу, можно затем проследовать сразу в несколько, включая древнюю – Старую Ладогу, и новую столицу Ленинградской области – Гатчину.

Все это делается, чтобы привлечь повторных туристов, показать, что в Петербург можно возвращаться с разными целями, в том числе, например, комбинируя экскурсии и посещение музеев с отдыхом и оздоровлением в санаториях Курортного района.

Но внутренний туризм – не единственная наша задача. Мы должны сохранить свое место на международном рынке и, как только появится возможность, быть полностью готовыми к приему зарубежных путешественников. Если ничего не делать, можно оказаться позади стран, которые даже сегодня очень активно работают по привлечению туристов. Поэтому мы используем различные каналы продвижения города для разных аудиторий, развиваем наш портал Visit Petersburg.

Третья значимая сфера деятельности – развитие инфраструктуры гостеприимства, улучшение туристской среды.

- Что такое «Новая туристская география Петербурга»?

- Этот проект как раз и позволяет расширять классическую линейку предложений за счет включения новых авторских экскурсий, событий, различных интересных мест, в частности, общественных пространств, которые создаются в бывших промышленных районах. Это новые музеи, парки, рестораны, смотровые площадки и многое другое – а значит, новые впечатления. Плюс, что немаловажно, в том числе с учетом пандемии, «Новая туристская география» дает возможность рассредоточить потоки посетителей в городе. Из примеров могу назвать «Севкабель Порт», «Остров Новая Голландия», историческую экспозицию и выставку военной техники и автомобилей в Ленрезерве, креативное пространство в «Бертгольд-центре», лофт-проект «Этажи» в здании бывшего хлебозавода, корабль «Полтава», воссозданный по оригинальным чертежам Петра I, Музей железных дорог России. А также «Остров фортов» в Кронштадте, на который хочу обратить отдельное внимание. В городе-крепости сейчас работает активная и творческая команда, проходят интересные события, очень рекомендую.

Именно появление таких объектов и пространств позволяет нам мотивировать гостей снова приезжать в Петербург. Кстати, совместно с порталом «Фонтанка» мы сделали проект «от жителей и всех влюбленных в город» – гид по современному городу и новой туристской географии «(От)Личный Петербург», который вышел в финал национальной премии Russian Event Awards-2021.

- А удается ли внутренним турпотоком заменить отсутствующих иностранных туристов?

- Для нас потеря зарубежных рынков – самый большой вызов. Количество иностранных гостей, как и почти во всех странах, сократилось практически до нуля. В июле 2020 года средняя загрузка гостиниц составляла 5-10% вместо 80% в том же месяце годом ранее. В 2019 году в Петербург приехало 10,5 млн туристов, среди которых почти 5 млн – из-за рубежа. В 2020 году мы приняли 2,9 млн туристов, в их числе 500 тысяч иностранцев, успевших посетить город до начала пандемии.

Сейчас российских гостей стало больше, в том числе благодаря программе кэшбэка, это помогло отыграть порядка 20% потерянного турпотока. Наши турфирмы, отели и санатории, судоходные компании стали одними из самых активных участников программы кэшбэка, а Петербург входит в число наиболее востребованных у туристов направлений.

В 2019 году один турист в среднем тратил у нас 36,4 тысяч рублей, за последние пять лет этот показатель вырос более чем на 20%. Нетрудно понять, сколько не досчиталась экономика города в отсутствие зарубежных посетителей – сотни миллиардов рублей. При этом иностранцы, хотя и приезжали на более короткий срок, тратили несколько больше, чем россияне. На них приходилось около 60% оборота туристской отрасли.

Пандемия помогла понять, насколько туризм важен для экономики и жизни Петербурга. В 2019 году его вклад в ВРП составлял 4,4%, это 12% всего экспорта города и 44,5% его несырьевого экспорта.

 

- Сколько туристов рассчитываете принять по итогам 2021 года?

- В этом году в длинные майские праздники город посетили более 280 тысяч туристов, загрузка гостиниц составила около 65%, а в загородных отелях Курортного района – почти 80%. Проведение крупных международных событий – чемпионата Европы по футболу, Петербургского международного экономического форума, международной конференции GLEX-2021 – привлекло гостей, в том числе зарубежных, и, что важно, позволило Петербургу занять стабильные позиции в мировом информационном пространстве. На Евро-2020 к нам прибыло 22 тысячи зарубежных болельщиков. На 1 сентября 2021 года город принял более 3 млн гостей, в том числе 236 тысяч иностранцев.

Впереди у нас финал Лиги чемпионов-2022, чемпионат мира по волейболу FIVB-2022 и чемпионат мира по хоккею-2023. Мы рассчитываем, что те, кто приедет на спортивные соревнования, захотят вернуться и стать гостями Петербурга еще не раз.

Что касается восстановления зарубежного турпотока, то пока границы в мире открываются плохо, иностранных туристов по-прежнему совсем мало. Приезжали небольшие группы из стран, с которыми восстановлено авиасообщение – ОАЭ, Бахрейна, Саудовской Аравии, Германии, Франции, Индии.

Как я уже говорил, мы считаем очень важным работать на перспективу. Миллиард туристов, оставшихся дома в своих странах, это значительный отложенный спрос. Когда границы откроются, мы должны быть готовы к жесткой конкуренции на международном рынке и сейчас уже работаем над привлечением внимания к городу.

- Сегодня широко обсуждается тема введения электронных виз для иностранных туристов. Чего вы ждете от реализации этой меры?

 

- Принятие закона о единой электронной визе, которую можно оформлять онлайн на 16 суток и без приглашения, было для нас большой победой. Мы готовы – и уже обсудили это с Ростуризмом – вести широкую информационную кампанию по популяризации электронной визы. В рамках нашей маркетинговой программы говорим о преимуществах такой визы и будем говорить об этом на международных туристских выставках, а также через телеканал Euronews и другие СМИ. В сочетании с «седьмой степенью свободы воздуха» аэропорта «Пулково» для Петербурга электронную визу можно рассматривать как серьезный драйвер восстановления турпотоков. Ее введение пока отложено, но мы считаем, что можно было бы задействовать этот механизм для граждан тех стран, с которыми уже открыто авиасообщение.

Напомню, что в Петербурге и Ленинградской области электронная виза как эксперимент была введена 1 октября 2019 года для жителей 52 государств. Всего за несколько месяцев до начала пандемии для въезда в наш регион было оформлено более 151 тысячи таких виз. Иностранный поток в наш город тогда увеличился почти на 27% по сравнению с 2018 годом.

Но, конечно, сегодня нельзя забывать, что спрос зарубежных туристов на поездки в Россию сдерживают ковидные ограничения. Многое сейчас зависит, прежде всего, от взаимного признания вакцин и документов о прививке.

 

- Насколько, по вашей оценке, эффективны меры поддержки питерских предприятий индустрии гостеприимства, пострадавших от пандемии?

- Город предложил компаниям отмену региональных налогов и на прошлый, и на текущий год. Речь идет об освобождении гостиниц, санаторно-курортных и конгрессно-выставочных организаций от уплаты земельного налога и налога на имущество. Туристские и транспортные компании, занятые перевозками групп, были освобождены от транспортного налога. Ростуризм назвал эти решения беспрецедентными для регионов России.

Общая стоимость мер поддержки на 2020 и 2021 годы оценивается в 4 млрд рублей. К началу 2021 года налоговыми льготами уже воспользовались более 3000 предприятий в общей сложности на 1,5 млрд рублей. Кроме того, 551 петербургская организация сферы туризма получила льготы по аренде городского имущества. Для сохранения более 1800 рабочих мест было выдано 84 льготных займа для выплаты заработной платы на общую сумму 255,8 млн рублей с возможностью их дальнейшего погашения за счет бюджета. Чтобы воспользоваться этими мерами смогло больше предпринимателей, мы включили в программу все ОКВЭДы, так или иначе связанные с туристской деятельностью, – их оказалось около десятка.

Мы видим, что такая региональная поддержка была востребована большим количеством предприятий. Кроме того, она способствует и улучшению репутации устойчивости туризма города, а значит и инвестиционной привлекательности сферы гостеприимства, повышению интереса к вложениям в новые проекты.

В городе развивается туристская инфраструктура нового качества. Например, в 2021 году открылось три высококлассных отеля. Гостиница «Коринтия – Санкт-Петербург» в четвертый раз подряд получила премию World Travel Awards как лучший бизнес-отель России, «Астория» победила в номинации «Лучший отель класса люкс в России-2021». У нас разрабатываются проекты по развитию образовательного, промышленного, гастрономического, делового, медицинского туризма. Новые направления дополняют те виды туризма, в которых город уже силен, и позволяют предлагать всесезонные продукты. Это делает Петербург более востребованным у туристов – от летних белых ночей до зимних белых дней.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news