Брифинг заместителя директора Департамента информации и печати МИД России А.А.Зайцева, Москва, 6 июля 2022 года
Вопрос: Финляндия и Швеция подписали протоколы о вступлении в НАТО. Как это может повлиять на региональную безопасность Европы?
Ответ: Подписание Финляндией и Швецией протоколов о вступлении в НАТО – еще один шаг к эскалации политической и военной напряженности в Европе. Хельсинки и Стокгольм должны понимать, что присоединение к Североатлантическому блоку усугубит обстановку на Балтике и в Арктике, которые в результате новой волны натовского расширения из спокойных в военном отношении регионов Европы могут превратиться в арену опасного противостояния. Существенно сузятся возможности для мирного сотрудничества, которые сейчас так востребованы в этой части света.
Если в Финляндии и Швеции думают, что им удастся в будущем сохранить свой суверенитет при принятии решений в военной области, то они сильно ошибаются. Присоединяясь к альянсу, Хельсинки и Стокгольм становятся объектом коалиционного планирования и будут вынуждены безоговорочно подчиняться указаниям из натовского Брюсселя, если быть точнее, то из Вашингтона, который на саммите блока в Мадриде 28-30 июня с.г. еще раз показал, «кто в натовском доме хозяин». Кстати, ещё не обретя полноправного членства в НАТО, североевропейские государства под внешним давлением уже взяли обязательства по изменению национальных законодательств и позиций по ряду вопросов.
Прискорбно, что два независимых государства, чей голос был всегда заметен, и кто внес значимый вклад в становление важнейших элементов военной безопасности в период после «холодной войны», согласились разделить удел натовской «прифронтовой» периферии, по сути, дали себя вовлечь в чужую геополитическую игру против России. Готовясь войти в НАТО, Хельсинки и Стокгольм должны осознавать последствия – любые меры, предпринимаемые в этих государствах для создания угроз безопасности нашей страны, неизбежно встретят ответную реакцию с российской стороны.
Вопрос: Среди тех соотечественников, которые хотели бы посетить или вернуться в Россию, распространяются слухи о возможном введении «выездных виз». Дескать, Россия может вернуться к практике начала 1990-х гг. и ограничить выезд из страны. Можете ли Вы прокомментировать это?
Ответ: Право свободно выезжать за пределы территории России гарантировано частью 2 ст. 27 Конституции нашего государства. Оно может быть временно ограничено только по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». К таким случаям, в частности, относится привлечение лица в качестве подозреваемого либо обвиняемого в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, исполнение назначенного судом наказания, уклонение от исполнения обязательств, наложенных судом, признание банкротом и ряд других.
Расширение имеющегося перечня оснований для временного ограничения права граждан на выезд из Российской Федерации, а тем более введение каких-либо «выездных виз» не планируются.