ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Станислав Ткаченко — о том, чего ждать от Запада, БРИКС и Трампа в 2025 году
Если 2024 год для большинства ведущих государств планеты был годом выборов, то наступивший 2025-й в странах Запада может стать годом разочарования граждан в результатах прошедших голосований.
Политическая ситуация в прошлом году привела к кризисам и внеочередным выборам в Великобритании и Франции, острому правительственному кризису в Германии и сенсационному триумфу республиканца Дональда Трампа над казавшимися непобедимыми демократами во главе с президентом Джозефом Байденом. Поэтому в кругу стран, обычно именуемых Глобальным Севером, можно ждать правительственных кризисов, громких отставок и странных назначений, в ряде государств пройдут новые внеочередные выборы, что будет отражать недовольство электората итогами голосований предыдущего года.
Следует также ждать обнадеживающих новостей по главному на сегодня для мировой политики вопросу: конфликту России и стран Запада вокруг Украины. Начавшийся в феврале 2022-го как попытка России принудить Киев выполнять нормы Минских соглашений, этот кризис выявил множество фундаментальных проблем современного мира в сфере безопасности. Для их разрешения потребуются многосторонние усилия как прямых участников нынешнего противостояния (России и Республики Беларусь против стран НАТО и G7), так и внешних игроков, по которым украинский кризис также ударил достаточно сильно. Речь в 2025-м пойдет о преодолении долгосрочных последствий энергетического и продовольственного кризиса 2022–2023 годов, о восстановлении нарушенных транспортно-логистических цепочек в Черном море, а также об угрозе судоходству на Балтике и в Средиземноморье, о смягчении последствий санкционной политики Запада.
Есть все основания предполагать, что победы российского оружия в зоне СВО вынудят в 2025 году страны Запада сократить объемы военно-технической и финансовой помощи Киеву. Это заставит власти Украины сесть за стол переговоров и согласовать новые условия разрешения конфликта. В завершающие месяцы 2024 года президент России Владимир Путин и МИД довели до сведения всего мира условия, на которых РФ готова завершить операцию на Украине. По мере продвижения российской армии на запад, к берегам Днепра и Харькову, эти условия воспринимаются всё более реалистично на фоне кризиса украинской государственности, масштабы которого в 2025 году могут стать катастрофическими. В обсуждении условий мирного соглашения на Украине станут участвовать не только две стороны конфликта, но и страны НАТО. Переговоры будут очень сложными, но едва ли многолетними, как предрекают некоторые скептики, не верящие в сочетание мощи российского оружия и многовекового опыта отечественной дипломатии.
Рискну предположить, что в этом году мы можем увидеть позитивные результаты усилий стран БРИКС+ по построению прочной антиамериканской коалиции. Форум БРИКС возник в 2009-м из неудовлетворенности в ведущих «нарождающихся» экономиках планеты существующими гегемонистскими структурами Запада во главе с США. Поначалу Индия и Бразилия старались не афишировать эту антиамериканскую миссию БРИКС, но сегодня необходимость в этом снижается. Причина кроется в глумлении над общепризнанными нормами международного права со стороны американских властей, в открытом игнорировании проблем развивающихся стран, в военном авантюризме и навязывании всему миру ценностей, чуждых традициям и культуре других народов. Рост антиамериканизма эксперты наблюдают уже половину столетия, это далеко не новость для элит развивающихся государств. Но авантюры глубинного государства в период «бессознательного правления» Джо Байдена (2021–2024), а также затеи Трампа, его явное желание вернуться к Доктрине Монро и сделать Западное полушарие вновь американским, станут отправной точкой для диалога внутри государств мирового большинства о том, как построить многополярный и свободный от американского высокомерия и европейского неоколониализма мир.
В 2024 году БРИКС отказалась от идеи строительства параллельно с ООН какой-то иной глобальной структуры, работающей в интересах всего человечества. ООН потеряла свой позитивный потенциал после окончания холодной войны вследствие поистине рейдерского захвата ее руководящих органов США и их союзниками. Сейчас за пределами стран G7 мало кто верит в то, что ООН можно реформировать и заставить служить интересам стран всех народов мира. Сделанное в период российского председательства в БРИКС решение сохранить ООН как центральный элемент современного мироустройства и при этом начать наращивать «мягкую силу» институтов и структур, учрежденных в рамках БРИКС+, носит явно тактический характер. Оно отражает опасения развивающихся стран в том, что пришедший на смену гегемонии США Китай также станет выстраивать собственную вертикаль власти и действовать в своих интересах.
Дабы избежать «ловушки Фукидида», то есть неизбежности конфликта старого и нового гегемонов, был сделан выбор в пользу временного сохранения ООН как главного арбитра. В 2025 году следует ожидать начала предметных дискуссий в рамках БРИКС+ по вопросу полного отказа от применения в межгосударственных отношениях нелегитимных экономических санкций, по проблемам дедолларизации, а также более полного представительства стран мирового большинства в структурах ООН и других глобальных организаций.
В 2025 году планета в полной мере испытает позитивное влияние беспрецедентного в мировой истории явления: одновременного экономического роста во всех основных регионах мира. Если в прежние века развитие и социально-экономический рост в одних регионах сочетались с кризисами в других, то сейчас основные индикаторы экономики и социальной сферы растут везде: в Европе и Азии, Африке и странах Западного полушария. Проблемой для политических и деловых элит суверенных государств в новой ситуации становится качество этого роста. Так, в России он основывается на спросе, формируемом государством за средства бюджета, поэтому называть его устойчивым трудно.
В 2025 году правительству и Банку России предстоит найти решение задачи увеличения инвестиционной и производственной активности частным бизнесом. США продолжат привлекать на свой рынок деньги со всего мира в фантастических объемах: около $1 трлн в год. Вместе с этими инвестициями в Штаты перетекают новейшие технологии и лучшие специалисты из многих государств планеты. Деструктивный характер такой стратегии, основы которой были заложены еще в первую администрацию Дональда Трампа, в полной мере почувствовали на себе страны ЕС. Они лишаются формировавшейся столетиями производственной базы, их покидают специалисты, они вынуждены покупать дорогой газ из США вместо дешевого российского. Китай и Индия замедляют темпы своего роста, но он увеличивается в странах Африки и АСЕАН. Эта тенденция глобального роста создает благоприятные условия для того, чтобы в 2025 году сотрудничество преобладало над конфликтом.
Автор — доктор экономических наук, эксперт клуба «Валдай»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Источник «Известия», IZ, 9 января 2025, 08:00