БРИКС — НЕ ПАНАЦЕЯ, НО МОЖЕТ СТАТЬ «СПАСАТЕЛЬНЫМ КРУГОМ» МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Текст: Александр БЕСПАЛОВ,
сопредседатель общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия»,
В 2024 году мы увидели по всему миру существенное изменение политических курсов. Во многих странах принципиально меняются правящие партии, либо президенты. Правых либералов зачастую сменяют консерваторы или левые. Даже в странах, где правящим партиям удалось сохранить большинство, они значительно потеряли позиции по сравнению с прошлыми периодами.
Причины этого — глобальный экономический кризис планетарного масшта- ба и глобальное перераспределение ресурсов и финансовых потоков. Накопленное недовольство электората уже сложно нивелировать обещаниями скомпроментирова- вших себя политиков.
Население стран активно поддерживает тех, кто предлагает конкретные шаги для изменения экономической и социальной ситуации. При этом социальная напря- женность на данном этапе только возрастает, и она проявляется в виде непринятия результатов выборов, отказа от передачи власти и демонстраций, митингов,
импичментов в десятках стран, от Европы и бывшего постсоветского пространства
до нейтральных стран, в том числе государств Латинской Америки.
На этом фоне возрастает роль стран Глобального Юга, а также объединения БРИКС+. Это видно по все более активному интересу стран к участию в этом меж- дународном клубе даже тех европейских, государств, которые формально не являют- ся дружественными, например, по отношению к России или Китаю.
При этом они понимают, что такие площадки, как БРИКС и процессы, связан- ные с ними, могут служить своеобразным амортизатором для мировой экономики, и, с некоторой долей вероятности, уменьшить потери от надвигающегося глобального экономического кризиса.
Что касается непосредственно кризиса (а он уже даже не предмет ожиданий, а развивающийся сценарий), мы наблюдаем сразу множество процессов.
Это и стагнация экономики ЕС, вызванная системными ошибками как внут- ренней, так и внешней политики Евросоюза, и кризис в США, который только разво- рачивается на наших глазах и все больше превращается в расширяющуюся воронку
(очередной ипотечный кризис фондового рынка, раздутые оценки технологических, и не только, компаний, инструменты-пузыри SPAC, ужасная миграционная политика и ослабление позиций доллара, огромный постоянно растущий внешний долг и т.д.), и усиление зависимости стран-сателлитов по всему миру от крупных экономик и т.д. и т.п.
К сожалению, оставляет желать лучшего и состояние экономики России.
ВПК, который дал сильный рост за последние два года, не может обеспечить устойчивое развитие экономики в целом. Падение потребительского спроса, рост закредитованности населения и компаний на фоне повышения ставок — все это может привести к волнам банкротств большого количества компаний и физиче- ских лиц, к росту социального и экономического напряжения. Для России развитие БРИКС+ , активное сотрудничество с дружественными и нейтральными странами стратегически является единственным вариантом выхода из кризиса, так как внут- ренний спрос и возможности населения и предприятий недостаточны для возобнов- ления экономического роста, а усталость от военных действий и санкционного дав- ления будет только нарастать.
В конечном счете, именно Глобальный Юг может стать новым драйвером роста и вывести «из пике» мировую экономику.
Однако препятствий такому сценарию также много — это и нежелание действующих элит и властных структур делиться своей ресурсной базой, и санкци- онные войны США, ЕС и их союзников, пытающихся сохранить ослабевающее
влияние, и кардинальные разногласия на уровне социума (в том числе имеющие религиозную основу).
При этом не стоит думать, что БРИКС+ быстро сможет решить накопив- шиеся проблемы. На сегодняшний день объединению не хватает «институционали- зированности», что отмечают все участники клуба. Из площадки для коммуникации БРИКС постепенно трансформируется в организацию, но это непростой и долгий процесс тщательного согласования позиций стран, которые зачастую являются принципиальными оппонентами.
Например, многие отмечают серьезные разногласия между такими странами, как Китай и Индия. Активное лоббирование Россией своих интересов, особенно связанных с
противодействием санкциям, тоже не вызывает активной поддержки у нейтральных стран — они не хотят стать заложниками санкционных войн, или потерять возмож- ность сотрудничества со странами Запада.
Тем не менее, именно такие площадки, как БРИКС, сохраняют возможность диалога как в экономике, так и в политике по всем ключевым темам, и важность их сложно переоценить.
Нам же, как экспертам и участникам процессов общественной дипломатии, ос- тается активно работать над расширением влияния таких площадок и их интеграции в международную повестку— как на государственном, так и на горизонтальном (об- щественном и бизнес) уровне.
Я считаю, что именно 2025 год во многом станет переломным в череде множества событий, и показательным для возможности формирования прогнозов дальнейших социальных и экономических сценариев развития российской и мировой экономики.