Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 3 (73) 2024


«75 ЛЕТ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

 

Точка зрения
В РАМКАХ ЧЕЛНОЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Текст: А.С.ЗАЙЦЕВ - заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, к.э.н., в 1996-1998 гг. - директор Четвертого департамента стран СНГ МИД России.
29 октября исполняется 95 лет политическому, государственному и общественному деятелю, дипломату и ученому Евгению Максимовичу Примакову. Внимание министра к вопросам развития устойчивых дружественных отношений со странами Закавказья, налаживанию с ними эффективного экономического сотрудничества мы, в 4-м ДСНГ, ощущали постоянно. Добиваясь активизации посреднических усилий российской дипломатии в урегулировании закавказских конфликтов, министр нередко сам присоединялся к участникам переговоров, особенно на их решающих стадиях.

окт 16, 2024

В РАМКАХ ЧЕЛНОЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ


Текст: А.С.ЗАЙЦЕВ -  заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, к.э.н., в 1996-1998 гг. - директор Четвертого департамента стран СНГ МИД России.

 

29 октября исполняется 95 лет политическому, государственному и общественному деятелю, дипломату и ученому Евгению Максимовичу Примакову. 

Внимание министра к вопросам развития устойчивых дружественных отношений со странами Закавказья, налаживанию с ними эффективного экономического сотрудничества мы, в 4-м ДСНГ, ощущали постоянно. Добиваясь активизации посреднических усилий российской дипломатии в урегулировании закавказских конфликтов, министр нередко сам присоединялся к участникам переговоров, особенно на их решающих стадиях.

В этом плане большие ожидания связывались с первым в качестве министра иностранных дел визитом 8 - 11 мая 1996 г. Е.М.Примакова в страны Закавказья, где в постсоветское время он еще не был. В ходе поездки министр дважды посетил Баку и Ереван, где провел переговоры с президентами Азербайджана и Армении.

Министра я встретил в Ереване, где участвовал в межмидовских консультациях, и проводил его в аэропорт, откуда на вертолете в сопровождении своего первого заместителя Б.Н.Пастухова, курировавшего в министерстве направление СНГ, вылетел в Степанакерт для встречи с Р.Кочаряном.

На следующий день 8 мая по возвращении министра в Ереван мы вылетели в Баку, взяв на борт азербайджанских военнопленных и заложников, освобожденных армянской стороной. До этого в Баку удалось добиться освобождения армянских пленных. (Всего были обменены и репатриированы самолетом министра 102 военнопленных и заложников из общего их количества 110 чел., которые числились по спискам Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца). Освобождение в ходе поездки сторонами конфликта военнопленных и заложников стала политически важной гуманной акцией. Россия, играющая роль посредника в карабахском урегулировании, рассчитывала, что эти позитивные шаги сторон окажут благотворное влияние на дальнейший ход трудного переговорного процесса.

В Баку мы прилетели, как и было задумано, в день рождения президента Азербайджана Г.Алиева, успев на устроенный по этому случаю большой концерт в крупнейшем тогда в Баку дворце «Гюлистан» с участием близких родственников президента, а также московских артистов с неизменным ведущим С.Бэлзой.

Поездка Е.М.Примакова в Баку, Ереван и Степанакерт, предпринятая, как отмечалось в опубликованном по ее итогам официальном сообщении, «в рамках челночной дипломатии по урегулированию нагорно - карабахского конфликта» и осуществленная в ходе нее во многом благодаря настойчивым усилиям нашего министра гуманная акция - обмен пленными в расчете придать позитивный импульс этому процессу - дала ограниченный эффект.

Несмотря на «в целом позитивный отклик президентов Азербайджана и Армении на Обращение Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 г.», как отмечалось в официальном сообщении, стороны в конфликте после прекращения огня с 12 мая 1994 г. так и не приблизились к заключению политического соглашения о прекращении вооруженного конфликта.

За этим 11 мая 1996 г. последовал рабочий визит Е.М.Примакова в Тбилиси. В центре проведенных в столице Грузии переговоров были вопросы урегулирования грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов.

По окончании переговоров с президентом Грузии Э.А.Шеварднадзе в честь гостя на веранде гостевого дома на территории правительственной резиденции «Крцаниси» был устроен рабочий обед, который запомнился мне таким эпизодом.

За столом наш посол в Грузии стал рассказывать о поступающих в российское посольство письмах из различных тбилисских школ, которые оспаривали право вывесить у себя мемориальную доску в честь знаменитого земляка. (Одна из школ, где отыскались преподаватели, которые его помнили, была отремонтирована к визиту министра по инициативе российского посольства при спонсорской помощи директора руставского металлургического комбината). «Не могли бы Вы, - обратился посол к министру, - внести ясность в этот вопрос и уточнить, в какой именно школе Вы учились?». Министр, видимо, не ожидавший такого вопроса, сказал, что из-за переездов сменил несколько школ, а в каких именно он учился уточнять не стал, заключив, что не помнит. На что, придя ему на помощь, тут же среагировал Э.А.Шеварднадзе: «Не утруждайте себя, Евгений Максимович, мы о Вас знаем всё!». Эта реплика, вызвав оживление среди присутствующих, помогла разрядить непростую атмосферу, царившую за рабочим обедом. 

Конкретным результатом визита в Тбилиси стало подписание 16 мая 1996 г. в Кремле в присутствии президентов России и Грузии и действующего председателя ОБСЕ Меморандума о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте. Меморандум был скреплен подписями Е.М.Примакова, Президента Республики Северная Осетия - Алания и главы миссии ОБСЕ в Грузии. Согласно подписанному меморандуму, стороны приняли на себя обязательства отказаться от применения или угрозы применения силы, от оказания политического, экономического и иных форм давления друг на друга. За подписанием меморандума, как ожидалось, могут последовать другие конкретные шаги на пути к полномасштабному политическому урегулированию этого многолетнего конфликта.

На заключительной стадии согласования проекта Меморандума - на этом заседании я был - посредническое участие Е.М.Примакова в окончательной доработке документа стало во многом решающим. Его богатый опыт переговорщика вместе с тонким пониманием национальных особенностей переговаривающихся сторон помогли «разрядить» возникавшие время от времени напряженные моменты занятными анекдотами, в основном на темы его предыдущей работы в СВР, и в конечном счете подвести к выработке удовлетворяющих обе стороны формулировок статей Меморандума.