Об армяно-азербайджанском урегулировании
Вопрос: В Совместном заявлении президентов России и Азербайджана говорится: «Стороны подчеркнули важность трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, а также последующих договоренностей, достигнутых на высшем уровне, в целях обеспечения безопасности и устойчивого развития на Южном Кавказе. Российская Федерация подтвердила готовность и далее содействовать нормализации отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения». Глава МИД России С.В.Лавров также говорил в Баку о 9 пункте трёхстороннего заявления — разблокировке коммуникаций в регионе.
В этой связи хочется понять — после нарушения Азербайджаном всех пунктов трёхстороннего заявления, касающихся армянского населения Нагорного Карабаха и фактически осуществленной там в сентябре прошлого года этнической чистки можно ли считать действующим трехстороннее заявление?
Если Москва считает трехстороннее заявление от 9 ноября все еще действующим — как она видит решение вопроса возвращения армянского населения на свою историческую Родину в Нагорный Карабах и защиту его прав?
Ответ: Полгода назад мы уже беседовали на тему этнических чисток. Я тогда спрашивала о наличии каких-либо выводов, сделанных представителями международных организаций, которые признаются Арменией. Вы не привели ни одного решения или оценки на эту тему, вышедшей «из-под пера» международных организаций или экспертов. Если сейчас они у Вас есть, то поделитесь ими со мной.
По поводу Вашего вопроса о том, как Россия видит решение вопроса о возвращении армянского населения на свою историческую родину – в Нагорный Карабах. А как это видит Премьер-министр Армении Н.В.Пашинян? Есть у него на этот счет какая-либо развернутая программа? С удовольствием с ней бы ознакомилась и прокомментировала.
Видела программу азербайджанской стороны по возвращению туда населения. Почему Вы спрашиваете представителя другого государства о нашем видении? Россия побуждает стороны к решению этого вопроса. Но без реализации трехсторонних договоренностей сделать это сложно.
Исходим из того, что трехсторонние договоренности (1,2,3,4) лидеров России, Армении и Азербайджана 2020-2022 гг. по-прежнему составляют основу армяно-азербайджанского примирения, и альтернативы им нет. Если Вам как представителю СМИ известно о том, что кто-то в Армении на официальном уровне от этих соглашений отказался – отозвал свою подпись или сделал официальное заявление о том, что эти документы более недействительны, – тогда будем это комментировать. На данный момент ничего подобного мы не слышали.
Указанные договоренности охватывают все ключевые треки нормализации отношений между Баку и Ереваном, включая выработку мирного договора, делимитацию и демаркацию границы, разблокирование транспортных коммуникаций в регионе, развитие контактов по линии гражданского общества. Попытки поставить их под сомнение весьма опасны. Это создало бы вакуум взаимных обязательств сторон в условиях сохраняющейся неурегулированности двусторонних отношений.
Как мы ранее отмечали, тема армяно-азербайджанской нормализации предметно обсуждалась в рамках государственного визита В.В.Путина в Азербайджан 18-19 августа с.г., она также затрагивалась в ходе телефонного разговора российского лидера с Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном 23 августа с.г. Уточните у властей в Ереване, сообщала ли армянская сторона в ходе этих переговоров официально о том, что более не рассматривает трёхсторонние договорённости (1,2,3,4) в качестве действующих. Мне об этом не известно.
Лидеры Азербайджана и Армении подтвердили настрой на продолжение конструктивного диалога. Президент России, в свою очередь, подчеркнул готовность нашей страны и далее оказывать необходимое содействие партнерам по всем направлениям процесса нормализации на основе трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020-2022 гг. (Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 28 августа 2024 года)