Игры с Западом: Армению ждут трудные времена
Интервью c российским политологом, доктором экономических наук, профессором СПбГУ Станиславом Ткаченко.
— На прошлой неделе Европарламент принял резолюцию в поддержку возможности для Армении подать заявку на статус кандидата-члена Евросоюза. Откуда такая лояльность к Армении и что получится из этой авантюры евродепутатов?
— Решение Европарламента призвать Совет ЕС и Еврокомиссию рассмотреть вопрос о начале переговоров о вступлении Армении в Евросоюз, носит сугубо политический характер и продиктовано логикой развивающегося конфликта с Россией. Армения в данном случае выступает в малопочетной роли инструмента в руках европейских политиков, которым они пытаются нанести вред интересам России в регионе Южного Кавказа, только и всего. Нынешние руководители Армении, прежде всего премьер-министр Пашинян, сделали «европейский выбор» главным мотивом своей политики после 2020 г., когда Армения фактически проиграла конфликт вокруг Карабаха и еще семи районов Азербайджана. Насколько такое решение можно считать рациональным — дискуссионный вопрос. Россия все обвинения в отказе от оказания помощи Армении отвергает как не имеющие никаких оснований. Поэтому Москва с некоторым изумлением, но в целом отстраненно и пока нейтрально относится к попыткам Еревана свалить на Россию вину за его внешнеполитическую катастрофу 2020–2023 гг.
Также в России не понимают, почему вместо подписания мирного договора с Азербайджаном и началом восстановления транспортно-логистических связей с соседними государствами Ереван активно ищет «союзников», которые помогут ему оперативно нарастить военную мощь и сесть за стол переговоров с Азербайджаном в положении уверенного в себе и способного постоять за свои интересы государства. В России скептически оценивают попытки Армении найти в лице Индии, Ирана, Франции и всего ЕС тех, кто будет обеспечивать Ереван оружием, оказывать на Азербайджан дипломатическое давление, тем более защищать интересы Армении силой оружия. Именно в этом контексте российский МИД оценивает усилия Европарламента по имитации бурной деятельности по открытию для Армении «пути в Европу». На мой взгляд, никаких практических результатов эти усилия не дадут. Но они, конечно, еще более обострят отношения России и Армении.
— Какие угрозы для Еревана таит этот самый европейский путь?
— Я бы отметил две главные опасности. Во-первых, Армения потеряет сначала военную и дипломатическую, а затем и экономическую поддержку России, что будет иметь крайне неблагоприятные последствия для развития и самого существования этого государства. Россия на протяжении двух столетий обеспечивала безопасность Армении и ее народа, выступая на разных этапах истории внешним союзником или имперским (союзным) центром общего для двух сторон государства, прямо контролировавшим эту землю и ее население. Изменить данную реальность в короткие сроки без негативных последствий для Армении невозможно даже теоретически. А все усилия по демонтажу российской военной инфраструктуры в Армении и разрушению разветвленной системы экономических связей гарантированно приведут к острому кризису, выход из которого пока не очевиден.
Во-вторых, соседние государства, имеющие непростую историю собственных отношений с ЕС (Турция и Иран), отныне станут рассматривать Ереван как полусуверенного игрока, миссия которого состоит в том, чтобы проецировать влияние Европы в стратегически важном регионе. Влияние ЕС на Южном Кавказе никогда не было особенно сильным, а нынешний кризис в экономике и оборонной сфере Европы привел к тому, что присутствие Брюсселя в политике, экономике и безопасности Южного Кавказа снизилось до относительно небольших величин. Поэтому отказ от проверенного союзника, веками демонстрировавшего свою надежность, — самоубийственный по своему содержанию шаг, который готовится предпринять Ереван.
Я бы сказал так: перед Ереваном откроется дорога в Европу, полная испытаний и потрясений. Соседняя и пока недружественная Армении Турция отлично знает, что это такое — десятилетиями находиться в «предбаннике» Евросоюза, кормиться пустыми обещаниями о полноправном членстве, при этом на постоянной основе делая уступки во всех сферах двухсторонних отношений Анкары и Брюсселя.
— Какой может быть реакция Москвы в ближайшей перспективе и что потеряет Ереван, если выйдет из ЕАЭС?
— К настоящему моменту мы уже увидели, какой именно будет дипломатическая реакция России — негативная и быстрая. Москва более года пыталась понять природу армянской фронды по отношению к ОДКБ, а затем и непосредственно к самой России. Сейчас ответ найден: Армения пытается резко изменить внешнеполитический курс, укрыться под крылом Европейского союза и США, получить за свой «поворот от России» экономическую и военную помощь Запада. Разумеется, в этом случае становятся лишенными каких-либо оснований мечты Еревана о том, что Россия продолжит соблюдать все обязательства, которые существуют внутри ЕАЭС как интеграционного блока и носят исключительно выгодный для Еревана характер.
Не берусь точно судить о том, в каких формах разрыв экономических связей двух государств будет Россией осуществлен, пока прецедентов выхода какого-либо государства из ЕАЭС не было. Но Россия, на которую приходится почти 85% суммарного ВВП союза, разумеется, не потерпит ситуации, когда у нее будет общее экономическое пространство с государством, открыто занявшим сторону недружественных стран, ведущих с ней гибридную войну. Потеря доступа на рынок России практически означает потерю всех преференций для Армении. А ведь экспорт товаров на российский рынок — важнейшая статья доходов для Армении.
Вопрос же о том, сохранится ли в этом случае Армения как суверенное государство и как исторический дом для миллионов его граждан, пока останется без ответа. Но с уверенностью можно предположить, что Армению ждут трудные времена. И на помощь России она не сможет больше рассчитывать. Вадим Мансуров (Caliber.Az)