Из брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 22 ноября 2023 года
Вопрос: В Финляндии напротив здания парламента поставили подбитый российский танк. Как бы Вы могли прокомментировать такой шаг Хельсинки?
Ответ: Странные новости приходят из Хельсинки. Одна из них о которой Вы говорите. Действительно, буквально напротив здания финского парламента, был выставлен танк российского производства, который, как утверждается, был подбит ВСУ.
21 ноября с.г. Посольством России в Финляндии была направлена нота протеста в финское внешнеполитическое ведомство. Зачем это всё нужно Финляндии – непонятно. Понимаю, зачем это необходимо киевскому режиму. Он уже организовывал подобное в ряде европейских городов – в Амстердаме, Берлине, Таллине. Теперь, видимо, согласно «графику», пришло время (или наступила очередь) Финляндии. Зачем, для чего это нужно финнам?
Возможно, власти Финляндии сегодня настолько поражены русофобией, что готовы не только предоставлять неонацистскому режиму в Киеве масштабную финансово-экономическую и военную помощь, но и слепо идти на поводу у тех, кто ослеплен неонацизмом. Зачем Финляндии участвовать в подобных акциях, никто объяснить не может. В финском руководстве, очевидно, неспособны понять, насколько неуместными видятся подобные акции на площади, расположенной в минутах ходьбы от Дворца Финляндии, где в 1975 г. закладывались основы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Или это больше не ценности? Сложно сказать.
Посмотрите, что творится на российско-финской границе именно по причине соответствующих действий Хельсинки. Напомню, 13-14 ноября с.г. ряд министров правительства Финляндии заявили, что финской стороной фиксируется значительный рост количества прибывающих через границу с Россией мигрантов, не имеющих документов, дающих право на въезд в страну. Отмечалось, что этот поток является-де, «организованным», а «Россия изменила свою прежнюю практику контроля на границе и больше не препятствует выезду лиц, не имеющих оснований для въезда в Финляндию». По информации финской пограничной охраны, в страну ежедневно въезжало от 50 до 100 просителей убежища.
16 ноября с.г. правительство Финляндии объявило о закрытии с 00 часов (по финскому времени) 18 ноября с.г. четырех пунктов пропуска на южном участке границы с Россией – «Ваалимаа», «Нуйямаа», «Иматра» и «Ниирала» (с российской стороны – «Торфяновка», «Брусничное», «Светогорск» «Вяртсиля»). Прием заявлений на предоставление убежища остался возможным в пунктах пропуска «Вартиус» («Люття») и «Салла» («Салла»). Эти ограничения введены финской стороной до 18 февраля 2024 г.
По сведениям Погранохраны Финляндии, в настоящее время ежедневно на пункте пропуска «Вартиус» оформляется порядка 20 заявлений на получение убежища, на пункте «Салла» – около 30-40. В этой связи данные пункты пропуска несколько раз временно полностью приостанавливали свою работу.
По сообщениям финских СМИ, в этой ситуации 21 ноября с.г. правительством Финляндии было подготовлено решение о полной остановке движения через российско-финляндскую границу. Вместе с тем, его принятие было заблокировано минюстом страны, которое в частности указало на то, что в таком случае будет нарушено конституционное право находящихся в России финнов вернуться в Финляндию, а также международное обязательство страны предоставлять защиту соискателям убежища.
Это краткий материал с изложением того, что происходило. Теперь вывод. Можно было решить этот вопрос, начав консультации, переговорный процесс, контакты с российскими коллегами, также охраняющими эту общую границу. Все, что я сказала, было осуществлено без консультаций с российскими пограничниками или какой-либо связи с российской стороной по каким-либо каналам. К чему это привело? Сколько времени прошло с 13 ноября с.г.? Что-то улучшилось? Ухудшилось лишь состояние людей, вынужденных ночевать буквально в поле. Это в нынешних условиях и той географической расположенности (имею в виду холод и минусовую температуру). Самопиаром это не назовешь, потому что уже общество Финляндии восстало против подобных решений. Тогда для чего? Или это делается из-за нажима западников в угоду чему-то непонятному? У всего есть практическое решение и смысл. В чем он, совершенно непонятно. Возможно, речь идет о давлении, которое оказывается на Хельсинки.
Мы открыты к диалогу по обозначенному вопросу, связанному с границей. Мы его не закрывали, не обрубали ни одного канала связи для Хельсинки. Говорили об этом не только финским представителям напрямую (был вызван посол Финляндии в России А.Хелантеря), но уже который раз говорим публично. Надеюсь, что финские СМИ смогут донести эту российскую позицию до финского же государства и общественности.
Вопрос: В недавнем интервью Общественному телевидению секретарь Совета безопасности Армении А.В.Григорян заявил, что он не в курсе предложений Москвы по мирному договору между Арменией и Азербайджаном. Рассказал о том, что поставляемая из Франции военная техника полностью удовлетворяет Армению и подчеркнул, что в Ереване ожидают ответы на многочисленные вопросы к ОДКБ. В заключение он заявил, что республика не меняет свой внешнеполитический вектор. Как бы Вы могли прокомментировать высказывания А.В.Григоряна?
Ответ: По поводу первой части могу сказать, что армянской стороне в сентябре, октябре, ноябре с.г. направлялись приглашения провести переговоры и в Москве, и «на полях» многосторонних мероприятий. На них мы до сих пор не получили внятных ответов. Как может быть неизвестно, когда я привела сейчас факты?
При этом Ереван рвется вести переговоры по мирному договору в Вашингтоне и Брюсселе, хотя ни США, ни ЕС не могут считаться добросовестными посредниками по целому ряду причин. Их действия подчинены цели вытеснить Россию с Южного Кавказа, разрушить существующие в регионе механизмы безопасности. При этом западники беззастенчиво воруют и переиначивают достигнутые при участии Москвы трехсторонние договоренности в угоду конъюнктурным соображениям. Никакой реальной отдачи от их посредничества нет и быть не может. Другая заряженность и цель, которую они преследуют.
Безоглядная ставка Еревана на то, что Запад им поможет, потерпела фиаско. Это тоже очевидно и не видеть этого нельзя. Несмотря на имеющиеся приглашения, переговоры по мирному договору до сих пор «заморожены».
Наивно выглядят рассуждения о выгоде от поставки в Армению французских бронемашин «Бастион». На Украине они показали весьма низкую эффективность в условиях реальных боевых действий.
Получается, что Париж с удовольствием продал Еревану «неликвид», который не смог реализовать на других направлениях. Каким именно образом это приобретение сможет укрепить «охрану суверенной территории Армении» (как говорится в интервью), остается загадкой. Не говоря уже о том, что «сборная солянка» из военной техники разных производств никогда не способствовала повышению обороноспособности.
Наконец, по заявленной А.В.Григоряном «диверсификации внешнеполитической линии Армении без смены вектора». Это откровенная попытка закамуфлировать истинные намерения. Ясно, что данный джентльмен имеет в виду кардинальную переориентацию республики во внешних делах. Видимо, армянские власти не без подсказки Запада пытаются это скрыть, полагая, что так можно усыпить нашу бдительность. Спешу разочаровать: мы все видим и делаем соответствующие выводы.
Разговоры о том, что Армения была якобы «вынуждена искать альтернативу, не получив от России ответной реакции на свои просьбы» и «это не Армения выходит из Организации, а наоборот» – попытки перевалить ответственность «с больной головы на здоровую». Консультации о развертывании миссии ОДКБ на территории Армении проводились, однако в Ереване приняли осознанное решение в пользу размещения в республике миссии ЕС. Это – собственный выбор Армении, а не ее союзников по ОДКБ.