Консул
Сделать домашней страницей Написать нам

Анонс
«Консул»
№ 3 (73) 2024


«75 ЛЕТ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

 

Точка зрения
ПЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ИНИЦИАТИВ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ СИ ЦЗИНЬПИНА

(интервью Генерального консула КНР в Санкт-Петербурге Ло ЧЖАНЬХУЭЯ)
— 23 октября председатель Си Цзиньпин принял участие в XVI встрече лидеров стран БРИКС и выступил с важной речью. Представители различных стран отметили, что предложенные в его выступлении пять ключевых инициатив направлены на выведение сотрудничества БРИКС на новый уровень, что создаст новые возможности для развития стран БРИКС и Глобального Юга. Могли бы вы подробнее рассказать об этом?
— Выступая с важной речью и приветствуя новых членов в семье БРИКС, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин подчеркнул, что расширение состава БРИКС является важной вехой в истории развития этого объединения, а также знаковым событием в эволюции международной обстановки.

сен 28, 2023

ЭТНИЧЕСКАЯ ЧИСТКА КАК ПЛАТА ЗА ПОРАЖЕНИЕ

 

Текст: Игорь Бойков (КМ.Ру).

Этническая чистка в отношении побеждённых – общепринятая на Кавказе практика победителей, какие бы демагогические речи о примирении, согласии и уважении чьих-то прав при этом не произносились

Поражение Армении в третьей карабахской войне – свершившийся факт. Юридические крючки роли здесь не играют. Всякий здравомыслящий понимает, что Нагорно-Карабахская Республика, павшая в конце сентября, де-факто являлась частью Армении, образуя с ней общее политическое, культурное и – главное! – этническое пространство. Поэтому поражение в третьей карабахской войне – это поражение именно Армении и, в конечном счёте, армянского народа, чей триумф над азербайджанцами-тюрками в начале 90-х оказался по историческим меркам непродолжителен и краток.

Не все в России помнят хронологию начавшегося тридцать пять лет назад противостояния. Не все до конца понимают подлинные мотивы сторон.

Начавшийся на закате СССР армяно-азербайджанский конфликт за Карабах с самого начала был подчёркнуто межнациональным конфликтом, вызванным нарастанием фундаментальных противоречий между армянами, уже к концу 80-х годов однозначно нацелившихся на создание собственного национального государства вне Союза, и азербайджанцами, тогда в массе ещё сохранявшими лояльность и Союзу, и его внутреннему административному устройству.

Убедиться в том, что дело в действительности обстояло именно так, кстати, легко. Достаточно обратиться, например, к результатам референдума о судьбе СССР 17 марта 1991 года, на который многие у нас часто любят ссылаться. Так вот, власти Армении, провозгласившие независимость ещё в 1990 году, провести его на своей территории попросту не дали, сполна тем самым продемонстрировав истинную направленность своих устремлений, а вот население Азербайджана (и это, наверное, удивит сегодня многих) проголосовало тогда за Союз с результатом в 93,3%. И, как легко угадывалось между строк, за сохранение Нагорно-Карабахской автономной области в составе входящей в единое союзное государство Азербайджанской ССР.

Но, как мы знаем, никакие итоги плебисцитов не могут ничего гарантировать сами по себе, если отсутствует сила, способная принудить к их исполнению.

Распадающаяся партократия позднего СССР не только не смогла погасить безусловно разрушительный для страны армяно-азербайджанский конфликт, но даже не нашла в себе интеллектуального ресурса трезво оценить его первопричину. А она заключалась не только и не столько в стремлении карабахских армян к восстановлению исторической справедливости и независимости от Азербайджана, сколько в общем стремлении армян к обретению национальной независимости вообще.

Национальная независимость – высшая награда для народа, вставшего на путь национально-освободительной борьбы. Добиться победы в ней трудно, а цена поражения, как правило, неимоверно тяжела, как и участь побеждённого народа. Побеждённым, разумеется, горе везде, но особенно трагична их судьба на Кавказе, которому исторически чужды общепринятые в России представления о гуманизме.

Коллективная ответственность, органично проистекающая из абсолютного доминирования коллективных идентичностей и коллективистских установок, – одна из фундаментальных основ, определяющих принципы межнациональных взаимоотношений и характер межнациональной вражды. Этническая чистка в отношении побеждённых – общепринятая здесь практика победителей, какие бы демагогические речи о примирении, согласии и уважении чьих-то прав при этом не произносились. И всякий, живущий на Кавказе, отлично это знает. Если побеждённый остаётся жить под властью победителя, то его ожидают каждодневные и нескончаемые унижения, потеря имущества, насилие над женщинами и детьми, постоянная угроза жизни. Потому побеждённые почти всегда предпочитают бежать.

Из Абхазии, одержавшей победу в грузино-абхазской войне, бежали грузины. Как бежали они и из отстоявшей независимость Южной Осетии.

Из Пригородного района Северной Осетии – ингуши.

В годы властвования Ичкерии на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР были физически истреблены десятки тысяч мирных русских жителей (тех, кого чеченские боевики не успели или не смогли убить, в панике бежали). В современных реалиях Чечня, даже возвращённая в состав РФ, остаётся абсолютно моноэтническим регионом, де-факто закрытым для чужих.

Практика эта, повторюсь, для Кавказа общая и работает обоюдно. Её придерживаются практически все, за исключением русских, в силу мировоззренческих и культурных установок, отвергающих столь бесчеловечный подход даже по отношению к очевидным и смертельным врагам.

После победы Армении в первой карабахской войне азербайджанцев на подконтрольной ей территории тоже не осталось (на конец 80-х в Нагорно-Карабахской АО 21,5% населения, напомню, составляли именно они).

В наши дни ситуация повторяется с точностью до наоборот. Осенью 2020 г., после проигранной второй карабахской войны, армяне массово бежали из отбитых азербайджанской армией районов, в которых за три десятилетия они успели основательно обжиться. Теперь армяне бегут уже из самого Карабаха и бегут навсегда (по информации СМИ, регион за неделю покинуло свыше 100 тысяч армян, то есть абсолютное большинство населявших его жителей), ибо отдают отчёт в том, что альтернатива – остаться под властью азербайджанцев-тюрок, испытывающих к тому же жажду мщения и победный кураж, – многократно хуже даже бездомных скитаний.

Урок, который следует извлечь России из армянской катастрофы в Карабахе, однозначен. Проигрывать национальные войны нельзя. Поражение в национальной войне – всегда национальная катастрофа, масштаб и последствия которой оказываются гораздо разрушительнее собственно экономических, политических и территориальных потерь.

Украина ведёт сегодня против России национальную войну, и – что характерно – локальные неудачи России в ней тоже сопровождались массовым бегством вместе с отступающими российскими войсками русского и лояльного России населения. С одного днепровского правобережья прошлой осенью в дни сдачи Херсона ушло порядка семидесяти тысяч человек, к которым следует приплюсовать тех, кто успел незадолго до этого вместе с войсками покинуть Изюм, Купянск и Красный Лиман.

Предводительствуемый Соединёнными Штатами Запад, судя и по заявлениям его официальных лиц, и по предпринимаемым шагам, также имеет целью окончательно решить русский вопрос в самом что ни на есть прямом смысле. Поражение в глобальной схватке будет означать для России конец государственности и начало целенаправленного взращивания на её бывших территориях новых идентичностей, для которых русский народ будет служить биологическим гумусом. Успешный опыт у врага есть, так как процесс этот давно запущен на Украине, где остатки русского населения в подконтрольных киевской власти регионах превращены в бесправный субстрат, предназначенный для целенаправленного взращивания украинства.

Армянам, спасающимся сегодня из Карабаха, по крайней мере, пока ещё есть куда бежать.

Русским бежать окажется попросту некуда, если мы не сможем отстоять Россию.