Растет интерес к китайскому языку и взаимным поездкам
С 2022 года вектор внешней политики Российской Федерации сместился к Востоку. Согласно аналитике, представленной крупным мультимедийным холдингом РБК, с февраля-марта 2022 года спрос на изучение китайского в России языка вырос на 70 процентов по сравнению с 2021 годом и продолжает активно увеличиваться спрос на специалистов со знанием китайского языка. Так, например, на сайте о поиске работ (hh.ru) было размещено 7600 вакансий, в которых требовались специалисты со знанием китайского языка — это на 45% больше, чем до пандемии. Кроме того, петербургские работодатели стали чаще интересоваться владеющими китайским языком менеджерами, специалистами по логистике, ВЭД и экспертами по снабжению.
Переориентация России с Запада на Восток заставила задуматься об изучении китайского языка не только опытных специалистов, но и студентов, школьников и даже детей. О чём также свидетельствуют данные, представленные 6 апреля 2023 года Комитетом по образованию Санкт-Петербурга : Китайский язык шестой по популярности в нашем городе, его изучают 5 тысяч учащихся из 20 образовательных организаций (в основном это государственные школы). Кроме того, с 2023 года Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования и китайская Академия восточных языков и культуры «Конфуций» запустили совместные программы повышения квалификации и переподготовки учителей китайского языка. На сегодняшний день по этой программе обучаются 25 человек.
Интерес к Китаю и языку увеличивается также и за счет различных международных китайских конкурсов — конкурс монологов и сочинений на китайском языке, детское шоу талантов на китайском языке, «Китайский мост» $Un№, китайский фестиваль рисунков «Дорога сказок», конкурс фотографий по теме Китайский Новый год, школьный фестиваль «Китайский Новый год» и др. Школьники и студенты Санкт-Петербурга принимают активное участие в данных конкурсах, занимая призовые места и представляя регион уже на международном уровне.
С начала января 2023 года Китайская Народная Республика открыла границы для иностранных граждан и активно привлекает их, используя различные инструменты «мягкой силы». важным инструментом продвижения государственных гуманитарных ценностей является туризм. До пандемии Китай был одним из лидеров в сегменте въездного туризма в Петербург.
Согласно мнению (на конец января 2023 года) петербургского востоковеда и руководителя Центра изучения стран Дальнего Востока СПБ Кирилла Анатольевича Коткова, Китай в ближайшей перспективе будет направлять своих граждан в туристические поездки постепенно, дозированно. А одни из первых будут китайские делегации. И, как показала практика, а также, ссылаясь на информацию от Главы Китайского общества в Петербурге Чэнь Чжигана на сегодняшний день уже было принято большое количество китайских делегаций, и более того, достаточно много желающих путешествовать.
Сфера гостеприимства Санкт-Петербурга готова к приему туристических групп и делегаций из Китая. Прорабатываются варианты коллективного размещения, организация питания, обновляются программы туристских маршрутов. В отелях готовятся дополнительные инструкции и указатели на китайском языке. На базе Международного центра компетенций планируется запуск бесплатных курсов повышения квалификации для представителей отрасли «Особенности организации туристских услуг для гостей из Китая».
С начала 2023 года, совместно с Министерством экономического развития РФ и коллегами из КНР, Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга прорабатывает детали обновленной работы с китайским рынком. Запланировано проведение презентаций туристских возможностей Северной столицы с привлечением целевой аудитории из числа китайских туристских компаний и представителей профильных СМИ. В том числе - совместно с Москвой в рамках проекта «Два города - миллион впечатлений». В рамках комплексной маркетинговой программы планируется участие Петербурга в крупнейших деловых туристских выставках. Мероприятия пройдут в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне, Гонконге - городах, которые обладают большой численностью платежеспособного населения и высоким уровнем спроса на международные туристские поездки.
(Анастасия Ярёха - студентка 2-го курса магистратуры факультета международных отношений СПбГУ)