НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О КАТЫНИ
Текст: Дмитрий ТИХОНОВ (по материалам РИА «Новости»). г. Смоленск.
Катынской трагедии уже более 80 лет, и все эти годы идут ожесточённые дискуссии о том, кто и когда расстрелял польских военнопленных. Катынь давно превратилась в символ бесконечных политических споров из-за того, что у исследователей практически не было подлинных документов. Однако в последнее время в этом запутанном деле произошли некоторые подвижки.
В апреле и в июне этого года ФСБ передала в архивы Санкт-Петербурга и Смоленска фотокопии ряда рассекреченных документов, которые свидетельствуют о том, что польских офицеров в Катыни в 1941 году массово расстреляли гитлеровцы. Новые материалы сразу же вошли в научный оборот и были опубликованы на официальном сайте государственного информагентства РИА «Новости».
В частности, в апреле Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) получил уникальные документы, относящиеся к Ленинградскому процессу 1945—1946 годов над нацистскими преступниками, виновными в массовых казнях мирных жителей на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны.
Среди этих материалов имеется протокол допроса бойца немецкого батальона «особого назначения» Арно Дюре, который был непосредственным участником захоронения убитых поляков. На процессе Дюре дал показания, что в начале сентября 1941 года в составе группы он был направлен в лес недалеко от Катыни, чтобы «копать массовые могилы».
«Днём мы спали, а вечером и ночью работали — рыли ямы. Части СС привозили людей на автомашинах и сбрасывали в ров глубиной 15—20 метров», — цитирует РИА «Новости» протокол допроса Дюре. По словам гитлеровца, глубина рва должна была быть большой, «так как туда сбрасывались тысячи трупов». Эсэсовцы привозили трупы на 15—20 грузовиках. Всего было закопано от 15 до 20 тысяч тел. На захоронении Дюре работал до конца ноября 1941 года.
Во время допроса он также рассказывал, как в 1943 году побывал в отпуске дома, где в газетах увидел фотографию этой огромной могилы. Под снимком было написано, что всё это сделали русские. Дюре сказал матери, что это не русские сделали, а немцы, но мать ему не поверила. По его словам, он больше никому об этом не говорил, потому что дал подписку о неразглашении, говорится в сообщении РИА «Новости».
Ещё одна группа новых документов по катынской теме была размещена в Государственном архиве новейшей социально-политической истории Смоленской области (ГАНИСО). Данные материалы были обнародованы 22 июня этого года на официальном сайте государственного информагентства РИА «Новости».
Речь идёт о фотокопиях допросов в 1947 году двух пленных немцев — Фритца Юрашека и Курта Гронера, которые рассказали, что польских военнопленных офицеров в Катыни расстреляли нацисты, а не НКВД СССР, и что фальшивку о якобы советских зверствах использовали в пропагандистских целях.
В частности, бывший фотограф из структуры криминальной полиции третьего рейха Фритц Юрашек признался, что входил в состав специальной гитлеровской комиссии, задачей которой было «сфабриковать как можно больше материалов с тем, чтобы в дальнейшем использовать их для клеветнической пропаганды против Советского Союза».
Во время допроса Юрашек сообщил, что он участвовал в подготовке провокационных антисоветских фальшивок в Виннице и Катыни под Смоленском во время их оккупации немцами. Ему вместе с другим фотографом поручалось «сфотографировать вскрытые в районе Катынского леса могилы и извлечённые из могил трупы польских офицеров».
Когда в 1943 году Юрашек приехал в Катынь, то увидел, что там уже были вскрыты шесть больших могил, из которых достали свыше 300 трупов.
«После того, как я лично осмотрел сотни трупов и обнаружил немецкие пули в затылке убитых польских офицеров, я пришёл к выводу, что они были расстреляны немцами. Это же сообщил мне профессор Буц, лично изымавший немецкие пули из трупов убитых», — утверждал бывший нацистский фотограф. К тому же Юрашеку, как фотографу-криминалисту, имевшему многолетний практический опыт, было очевидно, что хорошо сохранившиеся трупы польских военнопленных находились в земле не более двух лет, то есть они не могли быть расстреляны в 1940 году.
Кстати, показания фотографа-криминалиста Юрашека полностью подтверждаются докладом чехословацкого профессора судебной медицины Франтишека Гаека, который в составе международной комиссии, созданной гитлеровцами, лично участвовал в осмотре трупов в Катынском лесу весной 1943 года. Его профессиональный анализ немецких эксгумаций назывался «Катынские доказательства» и был опубликован в Праге в 1945 году. Профессор Гаек пришёл к таким же выводам, что и фотограф Юрашек.
«Непосредственными руководителями всей провокационной работы по сфабрикованию клеветнической версии о «зверствах русских», проводившейся в Катынском лесу, являлись начальник роты пропаганды в Смоленске старший лейтенант Шлонцек и его помощник лейтенант полевой полиции Фосс», — цитирует РИА «Новости» показания Фритца Юрашека.
Другой пленный немец, тоже допрошенный в 1947 году, Курт Гронер являлся сотрудником криминальной полиции третьего рейха, криминальным секретарём отдела по расследованию убийств. Копию его показаний также приводит РИА «Новости».
Гронер рассказал, что, как и фотограф Юрашек, он входил в состав специальной комиссии в оккупированном украинском городе Виннице («Зондеркомиссион Винница»). Курт Гронер особо подчёркивал, что «весь материал, который получали мы путём фотографирования, составлялся таким образом, чтобы в дальнейшем он мог служить наглядным пособием для антисоветской пропаганды».
Из текстов допросов понятно, что такие же методы нацисты использовали и в Катынском деле весной 1943 года, чтобы ложно обвинить Советский Союз в расстреле польских военнопленных.