Из брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 12 апреля 2023 года
О 60-летии Венской конвенции о консульских сношениях
24 апреля 1963 г. была открыта для подписания Венская конвенция о консульских сношениях (та самая, на которую мы так часто ссылаемся). Считаем Конвенцию одним из важнейших прикладных инструментов международного права. За 60 лет своего существования Конвенция приобрела универсальный характер, стала хорошим подспорьем в организации консульской работы в абсолютном большинстве государств мира. Не можем обойти вниманием заключенный в преамбуле Конвенции важнейший тезис о том, что она призвана «способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе».
Вместе с тем, совершаемые в последнее время целым рядом недружественных Российской Федерации стран действия ведут к фактическому подрыву авторитета Конвенции, размытию ее объединительного характера. Злоупотребляя отдельными положениями Конвенции (например, статьи 20 о численности консульского персонала и статьи 23 о лицах, признаваемых «persona non grata») в целях оправдания массовых высылок наших консульских работников и закрытия консульских учреждений, власти этих государств одновременно «сквозь пальцы» смотрят на закрепленные в ней обязанности принимать меры по охране консульских помещений, гарантировать их неприкосновенность и защиту, в том числе от актов вандализма. К сожалению, подобные недружественные действия негативно влияют на возможность эффективного выполнения одной из важнейших консульских функций – защиты в государстве пребывания интересов сограждан.
Надеемся, что общими усилиями мирового сообщества все же удастся приумножить накопленный за прошедшие годы применения Конвенции конструктивный опыт регулирования консульских сношений и обеспечить дальнейшее раскрытие ее потенциала на последующие десятилетия.
Вопрос: В заявлении МИД России по Финляндии от 4 апреля с.г. в центре внимания – политические проблемы отношений после вступления этой страны в НАТО. Что Вы можете ожидать в других областях двусторонних отношений с этой соседней и когда-то нейтральной страной?
Ответ: Россия последовательно и искренне проводила линию на развитие добрососедского взаимовыгодного сотрудничества с Финляндией. Его основой традиционно являлись прочные торгово-экономические отношения и наработанные десятилетиями всесторонние связи. Все это было разрушено руководством Финляндии, избравшим конфронтационный курс в отношении нашей страны в русле общезападной антироссийской пропаганды и военного психоза. Перспективы нормализации двусторонних отношений нужно соотносить с действиями Финляндии. Об этом тоже неоднократно говорилось.
Это не был наш выбор. Мы предупреждали, что это всё ударит по двусторонним отношениям.
Ключевым условием для восстановления взаимодействия, как это и закреплено в Концепции внешней политики Российской Федерации, является осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с нашей страной. Это в полной мере применимо и к двусторонним отношениям с Финляндией. Тот же самый момент. Все эти принципы концептуально сформулированы в новом принятом документе. Применяться они будут всесторонне, ко всем случаям и элементам нашей внешней политики при ее реализации.
Вопрос: Армения отказалась от проведения на своей территории учений ОДКБ. Вместе с тем приняла решение участвовать в военных учениях стран НАТО. Как в МИД России смотрят на такую позицию Еревана? Можно ли расценивать это как недружелюбный шаг со стороны Еревана, способный ухудшить двусторонние связи наших стран?
Ответ: Не буду повторять и обращу Ваше внимание, что тему Армении и ОДКБ я только что прокомментировала.
Что касается НАТО. Сам альянс продолжает практику активного привлечения к своим маневрам стран-партнеров. Делает это через внедрение натовских стандартов и стремится переформатировать оборонный комплекс этих государств, получить рычаги влияния на их внутри- и внешнеполитические процессы, ход строительства вооруженных сил. Прежде всего это относится к постсоветскому пространству, которое является для НАТО настоящим полем для геополитической конфронтации с Россией. США и их союзники пытаются дискредитировать сотрудничество стран региона с нашей страной. Втягивают их в различные форматы взаимодействия, которые носят антироссийский характер, порой русофобский. Подобные действия НАТО ведут к дестабилизации ситуации в различных регионах, росту конфликтного потенциала и созданию новых разделительных линий.
Запросили официальные разъяснения у армянских партнеров насчет их участия в натовских учениях. С нашей реакцией определимся по получении ответа.
Безусловно, отказ Еревана от проведения маневров по линии ОДКБ на своей территории вызывает сожаление и не способствует повышению региональной безопасности.