Географическая переориентация россии
Россия поворачивается на Восток, пишет The Jerusalem Post, и это означает глобальные изменения. Планету ждет важный сдвиг: от евроцентричного мира, уходящего корнями в колониальное господство и гегемонию США — к миру многополярному, который возглавят Китай, Россия, Иран и Турция, предполагает автор.
На этой неделе глава российского МИДа Сергей Лавров сделал важное заявление: Россия сворачивает дипломатическое присутствие на Западе.
"Министр иностранных дел отозвал целый ряд дипломатов в связи с русофобской политикой Запада", — прокомментировали российские государственные СМИ. Сообщается также, что он досрочно прекратил ряд заграничных командировок. Это важно для Ближнего Востока и Израиля и чревато последствиями для всего региона.
Важно потому, что Москва подчеркнула: она не видит смысла сохранять прежнее дипломатическое присутствие в западных странах. Об этом заявил сам Лавров в беседе с выпускниками вузов, впервые поступившими на дипломатическую службу.
Будущее России на Востоке
Иными словами, он постоянно дает понять, что будущее России — на Востоке. Причем, это не инициатива лично Лаврова. Президент России открыто бросил вызов Западу и начал спецоперацию на Украине. Так что это политика российского государства.
Однако формулировка Лаврова важна, потому что это еще один шаг на Восток, еще один знак быстрого переключения. Это означает, что Россия будет уделять больше внимания странам-членам Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которые недавно встретились в Узбекистане и Казахстане соответственно.
При этом Россия встречается с традиционными "друзьями" — Венесуэлой, Сирией и рядом стран Латинской Америки и Африки. Наконец, у нее есть интересы в Венгрии, Сербии и ряде стран Ближнего Востока.
"Не имеет смысла и нет желания сохранять прежнее присутствие в западных странах. Наши люди работают в условиях, которые трудно назвать человеческими. Им создают постоянные проблемы, угрозы физических нападений. Главное — там нет работы, с тех пор как Европа решила закрываться от нас и прекратить любое экономическое сотрудничество. Насильно мил не будешь", — сказал Лавров.
Он заметил, что Россия перенесет свой "центр тяжести" в Азию — или, точнее, надеется, что мировой центр тяжести сам туда сместится.
Что на самом деле хочет сказать Россия?
Это не новая холодная война, а скорее глобальный сдвиг: от евроцентричного мира, уходящего корнями в колониальное господство и мировые войны, от мира, где глобальный гегемон в виде США насаждал порядок, основанный на правилах, — к миру новому, якобы многополярному, который возглавят Китай, Россия, Иран, Турция и их друзья, режимы преимущественно авторитарные.
Пророки возвышения Азии и особенно Китая приводили этот аргумент веками. Ни для кого не секрет, что Азия на подъеме, а Западу, напротив, предрекают упадок. Элементарный поиск в Google даст вам достаточно пищи для ума.
Но Россия открыто заявила, что приступает к "географической переориентации своей деятельности как за рубежом, так и в центральном аппарате". Иными словами, ее МИД уже получил инструкции о сокращениях на Западе. То есть Кремль рассчитывает, что упадок США и Запада ускорится еще сильнее.
Сейчас Россия, по сути, возвращается к советской стратегии, снова разворачиваясь к глобальному Югу. В СССР был Университет Патриса Лумумбы, переименованный в 1992 году, и он ковал кадры для Азии, Африки, Восточной Европы и Латинской Америки. Таким образом Лавров лишь заимствует шаги из советской политики, пусть и под другой маркой.
Почему это важно для Ближнего Востока?
Для Ближнего Востока это важно, потому что в советское время Россия в принципе враждебно относилась к Израилю. Сейчас Иран поставляет России беспилотники и в дальнейшем сможет снабжать ее ракетами. Кроме того, Иран все теснее сотрудничает с Китаем. Возникает группировка Россия-Китай-Иран. Нарастает сотрудничество с Турцией, еще одним авторитарным режимом, а также работа с государствами Средней Азии и Пакистаном. Россия также побуждает страны Персидского залива подстелить соломку в отношениях с Западом. Например, Москва может воспользоваться гневом США на Саудовскую Аравию.
Реальные же последствия для Израиля уже читаются в заявлениях Москвы — та уже предостерегла насчет военной поддержки Украины. При этом предоставленные Ираном беспилотники и сопутствующие технологии наносят Киеву серьезный ущерб и могут служить аргументом, чтобы поддержать Украину. Нигде иранская угроза не стоит острее, чем в Киеве и прибалтийских государствах. "Би-би-си" сообщила, что в результате российских атак только на этой неделе было отключено электричество более чем в тысяче украинских городов и сел.
Россия, на фоне спецоперации на Украине, открыто переключает внимание на Ближний Восток. Тем временем Европа все яснее осознаёт угрозу иранских беспилотников. Это означает быстрое сближение политических вопросов, связывающих Израиль с Украиной, а Россию — с Ираном.
Москва сможет больше сосредоточиться на происходящем в Сирии или помочь Ирану стать еще опаснее. Когда-то Россия подавала себя на Ближнем Востоке гарантом стабильности, поддерживая авторитарные режимы. Америку же Москва обвиняла в том, что та сеет хаос и развязывает бесконечные войны. Теперь же ситуация стала прямо противоположной: это Россия может сеять хаос и развязывать бесконечные войны, а задачей региона, наоборот, станет поддержка стабильности.
Пока неясно, как смещение внешнеполитических приоритетов Москвы скажется на Ближнем Востоке, но последствиями оно чревато крайне серьезными, если партнерство Москвы и Тегерана будет шириться, а Иран почувствует в своих парусах попутный ветер из России и Китая и возобновит ракетные и беспилотные атаки в регионе.