Из выступления и ответов на вопросы в ходе брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 13 апреля 2022 года
О захвате польскими властями объекта российской дипломатической недвижимости в Варшаве
Польские власти захватили объекты российской дипломатической недвижимости в Варшаве на ул. Собеского 100. Это противоправные действия.
Хотели бы напомнить, что участок для строительства данного объекта был предоставлен в соответствии с межправсоглашением от 27 декабря 1974 г. Здание построено советской стороной на законных основаниях, за свой счет и является дипломатической собственностью Российской Федерации. Таким образом, действия польской стороны являются грубейшим нарушением международного права, включая как двустороннее межправсоглашение, так и Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г. Вопрос к Варшаве: у вас больше зданий нет? Вы такие бедные? Неоткуда больше ничем «разжиться»? Перешли к воровству? Это всё, на что способна польская администрация? Сказали бы раньше – мы бы знали.
Особенно позорной в этой ситуации выглядит позиция МИД Польши, который, вместо того чтобы обеспечить защиту иностранного дипломатического представительства от посягательств на его имущество, заявил, что «с удовлетворением принимает» проведение процедуры изъятия и передачу Госказне Польши здания на ул. Собеского 100.
Польское внешнеполитическое ведомство при этом занимается демагогией, рассуждая о «ликвидации диспаритета» в области недвижимости в российско-польских отношениях. Воровство теперь так называется? Не знала. Пополню дипломатический словарь.
Министерству прекрасно известно, что в течение последних двух лет российская сторона активно и целенаправленно работала в интересах урегулирования этой проблемы, и в июле 2021г. мы вручили Послу Польши в России перечень объектов недвижимости, которые готовы были передать польской стороне. Она же от диалога отказывается.
Еще раз вынуждены подтвердить: любой недружественный шаг Варшавы повлечет за собой адекватный и эффективный ответ с нашей стороны.
Вопрос: 11 апреля с.г. Президент США Дж.Байден на видеопереговорах с Премьер-министром Индии Н.Моди вновь попросил Индию остановить закупку российской нефти, чтобы лишить Россию доходов от продажи энергоресурсов, и заявил, что в случае согласия сможет помочь с диверсификацией от других поставщиков. В свою очередь, глава Минобороны Индии в интервью индийским СМИ назвал Россию естественным союзником, но отметил, что «Нью-Дели не позволит отношениям с третьей страной негативно затронуть национальные интересы Вашингтона». Как Вы оцениваете российско-индийские отношения в этот нелегкий период, какова вероятность отказа поддержки Индии в отношении энергетического и оборонного сотрудничества в угоду национальным интересам США? Планирует ли Москва принять меры к углублению сотрудничества с Нью-Дели?
Ответ: Уже прокомментировала наши двусторонние отношения. Несмотря на беспрецедентное санкционное давление США и их союзников, наши отношения с Индией развиваются поступательно. 1 апреля с.г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетил Нью-Дели, где был принят Премьер-министром Н.Моди, а также провел обстоятельные переговоры со своим индийским коллегой С. Джайшанкаром.
Энергетическое и военно-техническое сотрудничество – традиционно ключевые направления особо привилегированного стратегического партнерства России и Индии. Наращивание дальнейшего взаимодействия в этих сферах входит в число безусловных приоритетов двух стран. Привержены выполнению ранее взятых на себя обязательств, в том числе по итогам тех обязательств, которые были достигнуты, договоренностей в рамках визита в Индию 6 декабря 2021 г. Президента Российской Федерации В.В.Путина.
Среди наглядных примеров многолетней успешной совместной работы в упомянутых областях – строительство АЭС «Куданкулам», освоение нефтегазового месторождения «Сахалин-1», создание сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос». Поэтому мы своих партнеров не подводим, умеем дружить, несмотря на любые трудности. Это часть истории любого государства.
Вопрос (перевод с английского): Российские официальные лица ранее заявляли, что не исключают расширения сотрудничества, в том числе в области обороны, с партнерами в Западном полушарии в ответ на растущую военную активность США и НАТО вблизи границ России. Западные державы начали делать именно это, разместив дополнительный контингент американских солдат и военную технику на восточном фланге НАТО. Учитывая эту ситуацию, рассматривала ли Россия возможность расширения своего присутствия в странах-партнерах в Латинской Америке, включая Кубу, Венесуэлу и Никарагуа?
Ответ: Напомню, что события, произошедшие на Украине, а также стоящие за Киевом США и страны НАТО перешли известные «красные линии», показали, что Латинская Америка продолжает оставаться самостоятельным, самобытным направлением внешней политики нашей страны.
Понимаем, что в настоящее время латиноамериканцы находятся под мощным прессингом США и «коллективного Запада». Для этого используется весь арсенал средств, не имеющий никакого отношения к дипломатии и к чему-то законному, это политическое влияние, экономические рычаги и индивидуальный шантаж. В своем нажиме США и «коллективный Запад» откровенно не заботятся о глобальных социально-экономических последствиях антироссийских санкций, в том числе и для региона собственного проживания. Если мы говорим о двух Америках – Южной (Латинской) и Северной, это единый организм и структура.
Вследствие введения противоправных ограничительных мер против России были нарушены глобальные цепочки поставок, произошел резкий рост цен на продовольствие. Естественно, из-за того, что произошел резкий рост цен на топливо по всему миру, слышим «детский лепет» американских политиков, которые не придумали ничего лучше, чем каждый день обвинять Россию в том, что у них подорожало топливо. Они говорят о том, что В.В.Путин повысил в США цены на бензин. Нет, это не из-за В.В.Путина в Америке и в этом регионе стали цены на бензин высокими, что бы не говорила Н.Пелоси, Дж.Байден, Д.Псаки. Это из-за тех, кто разрабатывал санкции и не предполагал, что они бумерангом, быстро вернутся к ним же. Или, если им так удобнее, отрикошетят по их же экономике.
Традиционно российско-латиноамериканское взаимодействие было свободно от каких-либо идеологических ограничений. Оно не было подвержено каким-либо конъюнктурным факторам и никогда не было направлено против третьих стран.
Мы всегда были открыты к взаимовыгодному сотрудничеству, дальнейшему конструктивному сотрудничеству с латиноамериканцами по всем направлениям – от политики и торговли до гуманитарной и военно-технических сфер. При этом подчеркиваем, что наше текущее взаимодействие в области ВТС осуществляется строго в соответствии с двусторонними договоренностями, с уважением национального законодательства и международно-правовых норм и не имеет целью изменение военно-политического баланса сил в регионе и уж тем более не направлено против других стран.