О биолаборатории сша в Алма-Ате
По мере того, как политические ветры меняются, финансируемая США лаборатория биобезопасности в Алматы может стать серьезным препятствием для Вашингтона. Министерство здравоохранения Казахстана выступило с оговоркой, опровергнув сообщения в социальных сетях о захвате «военно-биологической лаборатории под Алматы неизвестными». Как сообщает российское информационное агентство ТАСС, в социальных сетях появились предположения, что возле лаборатории работали специалисты в костюмах химзащиты, поскольку произошла «утечка опасных патогенов».
В тщательно сформулированном пресс-релизе казахстанского министерства уточняется: - «Это неправда. Объект находится под охраной». Интригующий отчет освещает верхушку айсберга, которая имеет последствия для общественного здравоохранения и имеет серьезные геополитические разветвления. С конца 1990-х годов, когда стало известно, что США неуклонно устанавливают и наращивают партнерские отношения в области биологических исследований с несколькими бывшими советскими республиками, Москва неоднократно заявляла, что такое сотрудничество представляет угрозу для России.
Эти биологические исследовательские центры изначально планировались как часть так называемой Программы Нанна-Лугара по уменьшению биологической угрозы для предотвращения распространения знаний, материалов, оборудования и технологий, которые могли бы способствовать разработке биологического оружия. Но в Москве подозревали, что происходит как раз обратное, что на самом деле Пентагон спонсирует, щедро финансирует и оказывает техническую помощь этим лабораториям, где «под видом мирных исследований США наращивают свой военно-биологический потенциал».
В сенсационном заявлении в октябре 2018 года генерал-майор Игорь Кириллов, командующий войсками радиологической, химической и биологической защиты России, раскрыл закономерность расположения сети лабораторий Пентагона вблизи границ России и Китая.
Партнерство США и Казахстана в этой области восходит к 2003 году. Казахстан был интересной «горячей точкой» для эпиднадзора за инфекционными заболеваниями отчасти из-за своей истории, географии и разнообразия видов-хозяев. Казахстан поддерживает инфраструктуру и многоуровневую сеть эпиднадзора за инфекционными заболеваниями еще с царских времен.
Исследовательские проекты, финансируемые США, были сосредоточены на изучении отдельных возбудителей, включая зоонозы: сибирскую язву, чуму, туляремию, высокопатогенный птичий грипп, бруцеллез и т. д. Эти проекты финансировали исследователей в Казахстане, а сотрудники проекта в США и Великобритании наставляли и направляли этих исследователей, помогали им разрабатывать и проверять свои гипотезы.
Скромно названная Центральная референс-лаборатория (ЦРЛ) в Алматы, фигурирующая в отчете ТАСС, изначально планировалась к открытию в 2013 году, когда США инвестировали 102 миллиона долларов в лабораторию биобезопасности для изучения некоторых из самых смертоносных патогенов, которые потенциально могут быть использованы в биотеррористических атаках. Вместо того, чтобы размещать новый объект на каком-то малоизвестном участке земли в Неваде, Пентагон намеренно выбрал место недалеко от Алматы для якобы безопасного хранения и изучения наиболее опасных заболеваний, таких как чума, сибирская язва и холера. Смысл заключался в том, что лаборатория должна была обеспечить оплачиваемую работу талантливым казахстанским исследователям и, так сказать, убрать их с улиц, то есть отговорить их от продажи своих научных знаний и услуг террористическим группам, которые могут использовать биологическое оружие.
Но ЦРЛ, в настоящее время функционирующая, основана на институциональном сотрудничестве между правительством Казахстана и Агентством по уменьшению угроз при Пентагоне, которому поручено защищать «интересы национальной безопасности США в быстро развивающейся глобальной среде угроз, чтобы обеспечить лучшее понимание наших противников и предоставить решения угроз оружия массового уничтожения в эпоху соперничества великих держав».
Почему Казахстан? Кстати, в Германии тоже есть аналогичная договоренность под рубрикой Немецко-казахстанская сеть по биобезопасности и биозащите, соуправляющей которой является Институт микробиологии Бундесвера (военный исследовательский центр вооруженных сил Германии по медико-биологической защите). Почему Казахстан является востребованным партнером? Да потому, что. проще говоря, страна предоставляет уникальный доступ к группам этнических русских и китайцев в качестве «образцов» для проведения полевых исследований с участием высокопатогенных потенциальных боевых биологических агентов. Казахстан имеет 13 364 км границ с соседними странами Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.
Китай ко всему этому равнодушен? Отнюдь, нет. В Beijing Review был опубликован отчет BBC Monitoring за 2020 год, в котором выражается озабоченность Китая по этому поводу. Совсем недавно, в ноябре прошлого года, Astute News написало, что эти биолаборатории являются виртуальными базами Пентагона, и потребовало международного расследования. Оно подчеркнуло, что Министерство образования и науки Казахстана «сейчас работает в основном над исследовательскими программами Пентагона».
Как Казахстану, члену Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), могло сойти с рук такое поведение? Это нуждается в объяснении. Как это ни парадоксально, эти биологические лаборатории являются живыми примерами чего-то зловещего, что происходит, о чем все знали и о чем никто не хотел говорить, а именно, широкое проникновение американской разведки в разлагающуюся правящую элиту Казахстана. Это проникновение продолжалось годами, но значительно углубилось по мере того, как «практическое» руководство 81-летнего бывшего президента Нурсултана Назарбаева начало ослабевать, а члены его семьи и соратники все чаще стали «подрабатывать» на стороне (под благожелательным взглядом патриарха, конечно) – что-то вроде того, как это происходило на склоне лет Бориса Ельцина в России.
К сожалению, это известная история. Казахские элиты известны своей коррумпированностью даже по среднеазиатским меркам и предпочитают хранить награбленное в безопасных гаванях в западном мире. Неудивительно, что они безнадежно скомпрометированы американской разведкой. Это ведь так просто.
Москва внимательно следит. Безусловно, Москва почувствовала, что народное недовольство нарастает, а почва под ногами Назарбаева, близкого друга российского президента Владимира Путина, шатается. Но он не вмешивался или, скорее, не стал бы вмешиваться, поскольку США действовали через могущественных компрадорских элементов, которыми оказались членами семьи и соратниками стареющего патриарха.
Учитывая клановую принадлежность этой части мира, Москва, вероятно, сочла благоразумным держать свои советы при себе. Дополнительным фактором был бы страх перед тем, что США могут манипулировать ультранационалистическими силами (как это произошло на Украине), чтобы нанести ущерб уязвимому 3,5-миллионному этническому меньшинству русских (18% населения).
Прежде всего, дело в том, что соратники Назарбаева держали рычаги государственной власти, особенно над ее аппаратом безопасности, что давало Вашингтону решающее преимущество. Но за последнюю неделю все резко изменилось. Назарбаев, возможно, все еще обладает некоторым остаточным влиянием, но недостаточно хорошим, чтобы спасти элиту, которая служила интересам США. Президент Касым-Жомарт Токаев, малоизвестный карьерный дипломат по профессии, наконец-то вступает в свои права.
Двумя решающими шагами Токаева стали смена Назарбаева на посту главы Совета национальной безопасности и увольнение влиятельного главы разведки страны Карима Масимова (который с тех пор был арестован вместе с другими неизвестными подозреваемыми в рамках расследования «государственной измены»).
Действительно, Вашингтону есть о чем беспокоиться, потому что, в конце концов, Казахстан остается незавершенным делом до тех пор, пока цветная революция не приведет к смене режима и установлению прозападного правителя, как в Украине. Нынешняя турбулентность означала неудачную попытку цветной революции. В отличие от Афганистана, Центральное разведывательное управление США и Пентагон не в состоянии «эвакуировать» своих сотрудников. А стремительное течение событий потрясло вашингтонский истеблишмент.
Казахстан - большая страна (две трети площади Индии) и малонаселенная (18 миллионов человек), а прибывшие силы ОДКБ хорошо оснащены и возглавляются крутым закаленным генералом, подавившим мятежников в Чечне. Российские силы взяли с собой передовую систему радиоэлектронной борьбы «Леер-3», которая включает в себя специально настроенные беспилотники «Орлан-10», устройства постановки помех и так далее. Границы закрыты. Мандат российских сил заключается в защите «стратегических объектов». Предположительно, в число таких активов входят финансируемые Пентагоном лаборатории в Казахстане.
М.К. БХАДРАКУМАР, бывший индийский дипломат.
Статья подготовлена Юрием Тавровским в сотрудничестве с Indian Punchline и Globetrotter, которые предоставили ее Asia Times.