Cтроить мосты, а не возводить стены
Такое мнение два года тому назад высказал в беседе с главным редактором журнала «Консул» тогдашний руководитель офиса Генерального секретаря Совета министров Северных стран Кеннет Броман. Его мудрое пожелание не теряет актуальности и сегодня. Когда остальная Европа стремительно возвращается к эпохе «холодной войны», поддерживает все новые санкции и укрепляет базы НАТО вблизи наших границ, Северные страны с завидным постоянством продолжают совершенствовать взаимовыгодные деловые и дружеские связи с российскими партнерами, совместно реализуя новые масштабные проекты.
Текст: Олег Давтян
Создание северных политических и экономических объединений в конце 40-х- начале 50-х годов. явилось адекватным ответом на процесс послевоенного переустройства Европы. Несмотря на то, что Ялтинская конференция держав - победителей во Второй мировой войне утвердила новый политический ландшафт мира, лишь только благодаря Хельсинскому заключительному акту Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, период 70-х годов запомнился как самый стабильный на Европейском континенте. Фактически уже тогда, а не, как принято считать, в 1991 году «холодная война» как бы отступила. И, к сожалению, не на долго.
С развитием процессов интеграции в послевоенной Европе, еще задолго до образования Евросоюза, именно в Северном регионе мира были созданы самые крепкие интеграционные структуры - Северный совет и Совет министров Северных стран (СМСС) - координационный исполнительный орган, ответственный за сотрудничество между правительствами Северных стран и Северным советом. И в этом не было ничего удивительного, поскольку страны и народы Северной Европы издревле объединяла общая судьба, общие этнические черты и общее культурное наследие.
Североевропейские страны имеют большой опыт регионального сотрудничества, что обусловлено их общим географическим положением, историческим развитием, сходством общественного устройства. Когда для них актуальным стал вопрос о создании общего форума парламентариев, в 1952 году был учрежден Северный совет, объединивший 87 членов парламентов стран Северной Европы. В его состав вошли Дания, Исландия, Швеция и Норвегия. Тремя годами позже к ним присоединилась Финляндия. В 1970 году в работе Северного совета приняли участие и самоуправляющиеся территории — Фарерские и Аландские острова, а 1984 году была представлена Гренландия.
Именно на Севере Европы впервые были приняты общие правила свободного перемещения людей и трудовых ресурсов, общий рынок труда и унифицированная система социальных гарантий, утверждена региональная конвенция охраны окружающей среды, учреждены совместные образовательные институты и стипендиальные программы. Стали возможными перемещения граждан без паспортов, учеба в другой стране
Конечно, во времена СССР региональное сотрудничество с зарубежными странами жестко регулировалось из Москвы, но, тем не менее, используя различные каналы, и, прежде всего, побратимские связи республик, областей и городов, оно все же крепло и развивалось. Особенно это было заметно на примере Финляндии, взаимодействие с которой осуществлялось во всех сферах, включая, столь деликатную в те времена для СССР, сферу гуманитарных связей.
В 1995 году, после принятия программы Совета министров по сотрудничеству с прилегающими территориями, связи и взаимодействие партнёров на Севере приобрели ещё более активный и содержательный характер. В последствие, несмотря на изменения законодательства, руководство Совета министров Северных стран сумело сделать все, чтобы сотрудничество с российскими регионами не только не прекращалось, но и приобретало новые формы и продолжало активно развиваться.
В своих программных документах Совет министров Северных стран подчеркивает особую заинтересованность в развитии сотрудничества в таких ключевых областях, как развитие демократии и укрепление конституционного порядка, совершенствование информационных технологий и связи, региональное трансграничное сотрудничество, исследовательская и новаторская работа, социальные вопросы и вопросы здравоохранения, охрана окружающей среды и поддержка непрерывного устойчивого развития. Ведь между нами существует географическая близость, у нас сходные климатические условия, единая акватория Балтийского моря, мы сотрудничаем в рамках одних и тех же международных организаций. Кроме того, страны Северной Европы привлекает масштабный Северо- Западный рынок, активная политика регионов по привлечению инвестиций, стабильная положительная динамика экономического роста.
К сожалению, Россия еще не имеет возможности полноценного участия во всех процессах североевропейской интеграции, хотя проблемы развития Севера России по- прежнему стоят очень остро и их решение в рамках северного сотрудничества, позволило бы, в значительной степени, сгладить остроту экономических и социальных проблем этого региона.
Фактически, речь идет о том, чтобы сделать российский Северо-Запад более похожим на Северную Европу в ключевых параметрах, во главе которых стоят самые насущные проблемы – демократия, толерантность, создание гражданского общества, здравоохранение и охрана окружающей среды.
Было бы неправильно подозревать руководителей Северных стран в альтруизме, совсем нет: выделяемые ими средства ставят цель помочь северным соседям укрепить основы законопослушного общества, очистить общие реки и моря, создать условия для благополучной жизни нынешнего и последующего поколений, наладить возможность беспрепятственного общения населяющих Север народов.
Заметьте: Северные страны не предъявляют нам территориальных претензий, не вмешиваются в нашу политическую систему, не требуют отказаться от традиционных ценностей, а, напротив, выступают в поддержку местных ремесел и народного творчества. Конечно, программы журналистских обменов, учеба молодых лидеров, включение в состав делегаций профессиональных дипломатов похоже на ненавязчивую, мягкую подсказку, как следует поступать, чтобы добиться жизненного стандарта Северных стран, несмотря на то, что еще сравнительно недавно СССР был примером для многих стран именно в тех областях, в которых нынче приходится обучаться практически заново – в решении социальных вопросов, в ликвидации безработицы и бедности, в борьбе с пороками и вредными привычками.
Я с удовольствием вспоминаю свои многочисленные поездки по Северной Европе, встречи и беседы с руководством Совета министров Северных стран, государственных и общественных организаций, с российскими и иностранными дипломатами. Их итогом стали многочисленные публикации в журнале «Консул» и в шести его специальных выпусках, в том числе интервью с Президентом Исландии Олавуром Гримссоном, с Генеральным секретарем СМСС Паулой Лехтомяки, с руководителем офиса Генерального секретаря СМСС Кеннетом Броманом, старшими советниками Секретариата СМСС Йенсом Нитофтом Расмуссеном и Ане Кофод Петерсен, с губернатором региона Стокгольма Пером Ункелем, с послами и Генеральными консулами Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, с почетным консулом Исландии в Санкт-Петербурге, с послами и торговыми представителями России в странах Северной Европы, с руководителями культурных центров Северных стран в Санкт-Петербурге.
Моими спутниками в поездках в Северную Европу были муниципальные служащие и авторы успешных проектов, реализуемых совместно с партнерами из Северных стран, участники ознакомительных и учебных поездок из Архангельска, Мурманска, Петрозаводска и, конечно же, из Санкт-Петербурга. Многие из них выступили на страницах «Консула» со статьями, представляющими интерес для всех, кто интересуется позитивным опытом международных региональных связей. В их числе – сотрудники Представительства МИД России в Санкт-Петербурге, авторы успешных проектов из городов русского севера, руководители управлений и комитетов законодательных и исполнительных органов власти Северо-Западных регионов России.
Мне также посчастливилось неоднократно присутствовать на заседаниях Северного совета, где высокопоставленные государственные чиновники, руководители министерств и ведомств неизменно проявляли друг к другу и к участникам мероприятий искреннее уважение и симпатию, несмотря, порой, на разницу взглядов или подходов к решению тех или иных проблем.
И в таком поведении, в таком стиле общения, как мне кажется, ключ к пониманию завидного благосостояния и стабильности стран Севера Европы, а опыт их взаимодействия и методы решения местных и глобальных задач бесценен не только для нас, но и для Европы и остального мира в целом.