Из брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 19 ноября 2020 года
О развитии ситуации в Федеративной Демократической Республике Эфиопии
Внимательно отслеживаем обострившуюся ситуацию в Эфиопии, где федеральное правительство объявило о введении чрезвычайного положения в регионе Тыграй на севере страны и начале военной спецоперации по восстановлению конституционного порядка в этом государстве.
Серьезную обеспокоенность вызывают поступающие сообщения о жертвах среди мир-ного населения на фоне вооруженных столкновений между правительственной армией и отрядами Народного фронта освобождения Тыграй, а также проявления межэтниче-ского и межконфессионального насилия в других регионах Эфиопии.
Дальнейшая эскалация этого конфликта создает угрозу как национальной безопасности Эфиопии, так и региональной стабильности. Исходим из того, что федеральному правительству и руководству региона Тыграй необходимо проявить политическую волю к возобновлению диалога в целях поиска компромиссных вариантов разрешения всех спорных вопросов ради сохранения единства и территориальной целостности Эфиопии.
Призываем участников конфликта не допустить ухудшения гуманитарной ситуации, предпринять необходимые шаги по обеспечению безопасности гражданского населе-ния. Выражаем надежду на скорейшую деэскалацию внутреннего противостояния и нормализацию обстановки в Эфиопии, с которой Россию связывают давние дружественные отношения.
Вопрос: Президент России В.В.Путин в откровенном интервью П.Зарубину подчерк-нул, что главный итог трехстороннего соглашения – прекращение кровопролития. Ранее Президент России обратил внимания Президента Азербайджана И.Г.Алиева на необходимость обеспечить сохранность христианских храмов в районах Нагорного Карабаха, которые перейдут к Баку.
Флаг Турции на выезде из Шуши, радикалы, террористические элементы, врывающиеся в христианские храмы с криками «Аллаху акбар!», ставят вопрос о безопасности не только храмов, но и христианского населения в Карабахе. В этой связи какие шаги может и будет предпринимать Россия для пресечения иностранной активности в процессе мирного урегулирования, для исключения религиозных провокаций и недопущения возникновения христианофобии и всех вытекающих из этого рисков?
Ответ: Я бы разделила ответ на Ваш вопрос на две части. Первая будет достаточно компактной и краткой. Вторая часть философская и программная. Сейчас я не буду себе ее позволять по одной причине – это займет долгое время. И еще одна причина, по ко-
торой я сейчас не буду вдаваться в детали, потому что эта работа сейчас как раз выстраивается.
Безусловно, мы будем держать эту тему в зоне нашего повышенного внимания. Не хочется предварять словами и комментариями ту работу, которая как раз сейчас находится в стадии формирования и реализации.
Возвращаясь к краткому комментарию, могу сказать, что вопрос сохранения святынь, культурных объектов, является частью наших контактов со сторонами. Ей придается особое значение. Могу подтвердить, что она находится в зоне особого внимания наших миротворческих сил, которые там разворачиваются. Это краткий ответ для того, чтобы дать понять и заверить, что эта тема одна из наиболее актуальных. Конечно, сейчас речь в первую очередь идет о людях – сохранении жизней, возвращении беженцев, восста-новлении инфраструктуры, создании условий, необходимых для выживания. Но, безусловно, заданный Вами вопрос имеет особую актуальность и находится на повестке наших контактов со сторонами.
Есть кадры, ужасные фотографии, на которые Вы ссылаетесь, чудовищные факты попыток осквернения или уничтожения. Но есть и другая сторона. Вы видите, каким образом наши миротворцы, которые находятся в этом регионе, активно себя проявляют по охране и сохранению святынь и культурных объектов. Более подробный, детальный и содержащий факты ответ, надеюсь, смогу Вам дать к следующему брифингу.