Из брифинга официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 23 мая 2019 года
18 мая в Музее Второй мировой войны в Гданьске директор этого учреждения К.Навроцкий буквально прогнал со сцены польский ансамбль, исполнявший на концерте по случаю «Европейской ночи музеев» знаменитую на весь мир песню военных лет «Темная ночь», назвав произведение «большевистским». Все это было
совершено в отношении польского коллектива. Возможно, при всей дикости и абсурдности происходящего, думаю, это так бы и осталось внутренним делом гуманитарного пространства Польши, но музейная дирекция на этом не остановилась и закрепила абсурд, опубликовав официальное заявление, в котором содержались оскорбления в адрес красноармейцев, которым посвящена песня. Я не буду цитировать пресс-релиз. Есть вещи, которые нельзя просто цитировать. В целом ряде стран запрещено законом цитировать нацистские, фашистские документы и манифесты. Вот этот пресс-релиз носит не только оскорбительный, а действительно националистический, где-то уже на грани расистского оттенок и посыл, что делает невозможным его прямое цитирование.
Само произведение было названо пропагандистским, выступление артистов – «срежиссированной политической провокацией». Хотела бы отметить, что и выходка директора музея, и хамское заявление структуры, которую он возглавляет, вполне в духе политики этого учреждения. Для сведения, из экспозиции музея за последние годы исчезли практически все объективные материалы, раскрывающие роль СССР в разгроме нацизма.
Хотела бы сказать, что композиция «Тёмная ночь» была написана композитором Н.В.Богословским и поэтом В.Г.Агатовым буквально за одну ночь сурового военного 1943 года. Впервые исполнил, так как мы знаем это произведение, актёр М.Н.Бернес в фильме «Два бойца» и оно стало действительно одним из любимых поколениями отечественных зрителей.
Я могу говорить долго о том, насколько это композиция лирична, насколько это песня эмоциональна. Думаю, что этого делать не надо, потому что она обрела невероятную популярность в боровшейся против фашизма стране как на фронте, так и в тылу. В чем причина любви людей к этой песне? Причина проста. Ее смысл понятен и близок любому человеку вне зависимости от того, на каком языке он говорит и какие политические взгляды разделяет. Это песня объединяла людей и рассказывала о том, почему люди разных политических взглядов вставали в один ряд и шли бороться с фашизмом и нацизмом. Нет сомнений, что эти люди действительно исповедовали разные политические взгляды: кто-то публично, кто-то в душе, но они понимали, что угроза настолько велика и она чудовищна, что все остальное меркнет по сравнению с ней. Это песня о том, как люди были объединены именно человеческим посылом.
Сам руководитель пострадавшего ансамбля, музыкант П.Косевский, прекрасно пояснил суть того произведения, которое они пытались исполнить. Он сказал, что «в этой песне говорится о том, что солдат на фронте тоскует по любимому человеку».
Слава композиции вышла за пределы Советского Союза. Известны её версии на иврите, финском, сербском и других языках. Польский вариант песни, из-за которой произошёл скандал, был создан известным как в Польше, так и в России литератором Ю.Тувимом. Творчество этого польского поэта и писателя стало вкладом в сближение культур наших стран. Он перевёл на родной язык значительное число произведений русской и советской литературы. А поэтический перевод песни «Тёмная ночь» стал подлинным шлягером в Польше в 1950-60-х годах. Песню спели знаковые для страны исполнители. Мне странно это напоминать директору польского музея, возможно, он сам прочитает в сети Интернет.
Инцидент в гданьском музее – это очередной эпизод политики польских властей, направленной уже не столько на осквернение памяти, сколько на дегуманизацию 600 тыс. красноармейцев, павших за освобождение этой страны от «коричневой чумы». Много лет антироссийские круги в Польше воюют с павшими, разрушая мемориалы советским воинам. Теперь принялись за песни и стихи. Где граница абсурда и низости, до чего можно дойти, чтобы устранить из народной памяти роль СССР, Красной армии в освобождении страны от фашизма и нацизма?
Важно, что многие поляки осудили дикий для XXI в. – века толерантности – поступок директора музея. Обратили внимание, что «Газета Выборча» обвинила власти страны в том, что они пытаются решать, что поляк должен слушать, а что – нет. Усилиями польских СМИ и блогеров о песне узнала широкая аудитория, включая молодёжь, не
подозревавшую о её существовании. Хотя бы вот в этом смысле можно поблагодарить директора музея. На абсурдность его хамских обвинений обратили внимание сами СМИ Польши.
Если в Варшаве действительно заинтересованы в том, чтобы, как приходится слышать в последнее время, сдвинуть с «точки замерзания» отношения с Россией, то там должны без лишних напоминаний сами реагировать на такие выходки. К сожалению, никто из официальных лиц в Варшаве не высказался на этот счет.
Хотела бы сказать, что это не единственный пример, где пересматриваются итоги Второй мировой войны, подвергается сомнению вклад Советского Союза в Победу над фашизмом. Еще один пример, всколыхнувший медийное пространство. На днях американская компания, которая выпускает сувенирную продукцию, выпустила монету к 75-летию Победы во Второй мировой войне. Напоминаю компании, что именно СССР вынес на себе основную тяжесть борьбы с нацистской Германией. На этой монете не нашлось места среди стран-лидеров антигитлеровской коалиции нашей стране, которая называлась Советский Союз. Забыли или сделали это намеренно. Такое впечатление, что подобными монетами будущее поколение американцев будут расплачиваться за незнание истории.
Можно, конечно, вспомнить другие эпизоды в других странах. Например, отказ украинских властей от празднования Дня Победы, участившиеся акты вандализма в отношении советских воинских захоронений, мероприятия в ряде европейских государств, направленные на героизацию гитлеровских пособников. В принципе можно сделать вывод о целенаправленных усилиях по дискредитации героев-красноармейцев и реабилитации тех, кто служил фашизму. Таких примеров предостаточно. Цель такой политики тоже понятна. Сначала обесценить, а потом и вовсе стереть из памяти людей по всему миру подвиг народов СССР в борьбе против нацистской идеологии.
Об отказе польских властей в заходе в порт г.Свиноустье российскому учебно-парусному судну«Седов»
На днях зафиксирован очередной негативный эпизод в двусторонних отношениях с Польшей. Власти страны без объяснения причин не допустили 18 мая в порт Свиноустье российский учебный барк «Седов», направлявшийся туда для ротации курсантов.
Привлекли внимание польских коллег к этому недружественному акту в ходе двусторонних консультаций в Москве на уровне директоров территориальных департаментов МИД 21 мая. Указали, что такое поведение не вписывается в декларируемые официальной Варшавой заявления о заинтересованности развивать отношения с Россией, тогда как продолжающиеся подобные явно недружественные проявления в наш адрес свидетельствуют как раз об обратном.