Судьба дипломата
Начал свою исповедь Иван Кириллович с корней, с дедушек и бабушек. Один из дедов по материнской линии прошел Финскую войну, а в ходе Великой Отечественной войны погиб в 1942 году. На руках у бабушки остались четверо детей, которых она вырастила достойными людьми, дала путевку в жизнь. Иван Кириллович был близок с ней, ее уход из жизни он тяжело пережил.
Судьба семьи отца тоже не из легких, в 40-ом году они, пятеро малолетних детишек, остались без матери.
Иван Волынкин учился в школе с математическим уклоном. С гордостью рассказывает: «Из нашей школы вышли выдающиеся люди. Например, нынешний министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова заканчивала нашу школу на год позже меня. Мой одноклассник – Алексей Лидов – закончил исторический факультет МГУ, специализируясь на византийском искусстве. В 80-е годы он приезжал в Армению, а в начале 90-х жил в Ахтале, изучая фрески монастыря. Он написал огромную книгу по этой теме, стал доктором наук. И 21 сентября 2016 года я его встречаю в Армении, на государственном приеме, на груди у него красовался армянский орден «Дружбы», который вручил президент Серж Саргсян за научные изыскания».
После школы Волынкин поступил в МГИМО, подумывая, если не получится, то пойдет в финансисты. Но, видимо, была не судьба. На дипломатической службе с 1981 года. Долгие годы служил сначала в Югославии, потом в Сан-Франциско (США), в Сербии и Черногории, после трех лет работы стал персоной нон-грата в Грузии в 2008, затем была Македония, а после должности помощника министра иностранных дел России Сергея Лаврова был направлен в Армению в качестве Чрезвычайного и Полномочного посла. Случилось это в 2013 году. Но Армения в жизни Ивана Кирилловича и его супруги Светланы Мерабовны началась еще раньше. Однажды в интервью посол рассказал мне следующее:
«В конце 2007 года мы с супругой решили отметить Новый год вдвоем в Армении, – рассказал Волынкин. – Путешествие организовали сами, без помощи турфирм и запросов в посольство. Совершенно случайно по прилету в Армению познакомились с местным таксистом, который любезно показал нам не только Ереван, но и другие достопримечательности. Мы побывали на Севане, в Гарни и Гегарде. Нам очень понравилась Армения и особенно сами армяне – очень гостеприимный и отзывчивый народ. Несмотря на то, что время года было достаточно мрачное, впечатления об Армении сложились самые хорошие. Но, тем не менее, когда мы приехали во второй раз сюда, а это случилось в мае 2013 года, мы были в полном восторге. В эти солнечные майские дни к нам вышел величественный Арарат: на небе не было ни облачка и мы смогли вдоволь налюбоваться этим Гигантом, «Властелином окрестных гор», как писал Валерий Яковлевич Брюсов.
«В огромной шапке Мономаха,
Как властелин окрестных гор,
Ты взнесся от земного праха
В свободно-голубой простор».
В этот период, когда в Москве природа еще только просыпается, в Ереване все цвело, благоухало, и был очень большой контраст с зимним периодом первого нашего пребывания здесь. Мы с удовольствием гуляли по городу и знакомились с ним будто впервые. За шесть лет многое изменилось – было построено много новых зданий, город похорошел, но неизменным осталось отношение людей. Армяне всегда очень доброжелательны и радушны. С одной стороны, мы заметили перемены чисто во внешнем облике города, но в человеческом отношении все как было, так и осталось».
За пять лет службы в Армении Иван Кириллович и Светлана Мерабовна объехали всю страну, у них появилось много любимых мест. Среди них особое место занимают Святой Эчмиадзин, Нораванк и Хор Вирап, а Гарни и Гегард – главные точки обязательной программы, куда чета дипломатов сопровождает гостей и родственников.
У Волынкина есть такая традиция – встречаться с одноклассниками. Сначала решили встречаться раз в пять лет, потом раз в год, но и на этом не остановились – сократили «разлуку» до шести месяцев. Как-то Иван Кириллович предложил провести встречу в Армении. Одноклассники согласились, сначала казалось, что больше из вежливости, но осенью звонят и говорят: «Мы едем!» Да, в Армению пожаловала немаленькая группа. Через какое-то время одноклассники снова звонят и говорят: «Мы снова собрались к тебе». И вот, за такие короткие сроки – субботу и воскресенье – они успевали объездить много интересных мест. Одноклассники в свою очередь рекомендовали друзьям и знакомым посетить Армению. Народ постепенно и постепенно подтягивается. «Сейчас приезжают группами и в индивидуальном порядке», – поделился русский посол, чем вызвал бурю аплодисментов. Но самое любимое место для отдыха – это, конечно же, Джермук. Здесь Иван Кириллович и Светлана Мерабовна бывали чаще всего.
Об Армении и армянском народе Волынкин говорит так: «Армения – страна древних традиций, среди которых известное гостеприимство. Как принято на Руси, гостей встречают хлебом-солью, и армяне – очень хлебосольный народ. Это сближает русских и армян. Не говоря уже о той взаимной братской любви, которая более тысячи лет связывает наши народы, о взаимопомощи, которая приходила всегда вовремя. И еще, пожалуй, что следует отметить среди черт, характеризирующих армян. Это – люди благодарные и очень трудолюбивые. Не могу не обратить внимание и на отношение к детям – их здесь воспринимают не только как членов какой-то семьи, но и как национальное достояние».
Иван Кириллович считает, что такие взаимоотношения, которые сложились между армянами и русскими, могут быть достигнуты в том случае, если люди относятся друг к другу с уважением и любовью. «Когда я слышу, как говорят «Россия – старший брат», меня это коробит: к чему это «старший», «младший», братья – они и есть братья, в конце концов, – размышляет он. – Нас очень многое связывает, я не говорю о каких-то экономических мостах, мы близки духовно, очень долгое время жили в одном государстве, понимаем друг друга с полуслова, мы можем разговаривать на любые темы, разговаривать открыто, у нас нет проблем, могут возникать вопросы, которые мы решаем достаточно быстро. Я признателен всем в Армении – руководителям, жителям, с которыми общался здесь, за это чудесное, доброе, по-настоящему человеческое отношение».
Однажды в интервью Иван Кириллович углубился в историю, и мы поговорили о взаимном влиянии культур армян и русских в Армении и России. Тогда я спросила: «Что армяне дали русским, что русские дали армянам?» Посол ответил так: «Безусловно, армяне оказали большое влияние на принятие христианства на Руси. Крестным отцом княгини Ольги был византийский базилевс Константин из армяно-халкедонитской Македонской династии, относящейся к роду Аршакуни. Затем славяно-армянские связи укрепились браками. Историк Наталья Соболь в архивах нашла много интересных свидетельств о взаимном влиянии русских и армян: к примеру, храм «Спас» на Нередице» (Новгород) расписывал армянский художник, а русский богомаз Фрол – собор в Ани. На Руси почитались армянские святые. В храме «Спаса» были фрески армянских святых – Григория Армянского и Рипсимии (Рипсимэ). Иван Грозный очень благоволил к армянам, старался как можно больше привлечь армянских мастеровых в русские приделы. То же самое можно сказать и о Петре Первом. Русские – в частности, молокане, обрели родную землю в Армении, когда были сосланы из России как секта. И до сих пор около 15 тысяч русских (молокан) проживают в Армении, и никто никогда не оказывал давления на их этническое самосознание или стремление к внутреэтническому объединению. А в 1804 году появились первые посты из казаков на границе, в районе нынешнего Гюмри. И до наших дней эту границу охраняют российские войска. Армянская диаспора в России – самая крупная в мире – обрела там свою вторую Родину, живет и трудится во благо наших обеих стран.
Армения славится храмами и верой, и, несмотря на то, что между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью есть некоторые различия, Армения всегда уважала наследие братьев по вере. На армянской земле стоят несколько Русских Православных церквей — это храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване, церковь во имя Святой мученицы царицы Александры в Гюмри, церковь Николая Чудотворца в селе Амракиц, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ванадзоре и другие. Да и в России много армянских церквей, имеющих свою историю, ежегодно появляются и новые в различных регионах моей страны.
Я отметил только религиозно-исторические аспекты. А ведь все мы знаем, какой след оставили армяне в российской науке, культуре, военном деле и т.д.! Да и россияне внесли немалый вклад в культурно-просветительскую и научную жизнь Армении!»
Иван Кириллович считает, что у страны огромный туристический потенциал. Это он отметил еще с первых минут пребывания в Армении. «На первый взгляд, кажется, что это небольшая страна, в которой можно быстро все посмотреть, – поделился он впечатлениями. – На самом деле это не так. Когда я приехал сюда, на встрече с молодежью сказал: «Я объеду всю Армению, посмотрю все достопримечательности!» До сих пор не получилось это сделать. В этой, казалось бы, небольшой стране семь климатических поясов, невероятные природные красоты, огромное количество достопримечательностей – рукотворных памятников архитектуры, старины, истории, которые невозможно объять за непродолжительный период времени. Эту страну нужно внимательно изучать и познавать. У Армении есть что показать, у Армении есть что рассказать, ну и самый ценный фактор, который я отмечал уже выше, это человеческий. Каждый приезжающий сюда выносит свой урок. И я не встречал людей, которые покидали Армению разочарованными. Все, уезжая отсюда, обещали вернуться».
Ивана Кирилловича и Светлану Мерабовну в последнее время часто спрашивают, особенно те, кто искренне полюбил эту замечательную пару, вернутся ли они в Армению в качестве туристов, на этот вопрос посол отвечает так: «Мы будем приезжать в Армению, но не в качестве туристов или гостей, а как в свою родную страну. И только в качестве друзей!» Этими словами он и завершил свою «исповедь» в «Доме Москвы».
Елена Шуваева-Петросян, МИР И МЫ 27/03/2018