Борьба с коррупцией по-китайски: Расстрел с пожизненной отсрочкой и никакого алкоголя за казенный счет.
Можно ли России перенять опыт соседей
Лидер Китая Си Цзиньпин заявил: «Или компартия победит коррупцию, или коррупция победит компартию».Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Все мы, конечно, наслышаны, что китайских чиновников-взяточников пачками казнят на стадионах при большом скоплении народа. Вот и вздыхаем частенько: эх, если бы и нашим коррупционерам пускали пулю в затылок в «Лужниках» под прицелом телекамер, тогда бы Россия зажила! Правда, когда лет пять назад я после рюмки чая завел разговор на эту тему с заезжим пекинским профессором, тот усмехнулся: « Наивный! Своих у нас не расстреливают!» Выходит, под маркой борьбы с коррупцией правящие группировки в КНР просто сводят счеты с конкурентами? Для меня это стало большим разочарованием.
"Мухи", "лисы" и другие враги
- Действительно, прежде антикоррупционная борьба там была показушной, на публику, арестовывали, расстреливали на стадионах выборочно, своих – не трогали, - соглашается профессор-востоковед Юрий Вадимович Тавровский. – Нынешний лидер Поднебесной Си Цзиньпин в 2014 году выдвинул лозунг: «Или Компартия победит коррупцию, или коррупция победит Компартию!» Он созвал специальный пленум ЦК – фактически съезд партии, на котором объявил беспощадную войну взяточничеству. Товарищ Си заявил: «Если до сих пор шла охота на «мух» (мелких чиновников), то теперь мы будем охотиться и на «тигров».
- Что за звери такие?
- Люди в больших чинах. Поначалу все, в том числе и мы, китаеведы со стажем, перевидавшие там массу кампаний типа пресловутой борьбы с воробьями, посчитали заявление лидера КПК очередной кампанейщиной.
- Новая метла по-новому метет!
- Однако Си Цзиньпин резко повысил планку людей, которых стали брать. В том же году были арестованы великие люди. Представляете, бывший еще год назад «небожителем» - членом Постоянного Комитета Политбюро - Чжоу Юнкан арестован! Куратор административных органов: полиция, госбезопасность…
- И такого человека взяли?!
- Да. Из его дома вывезли четыре грузовика одной наличности! Грузовик золотых украшений, грузовик – нефритовых (китайцы очень любят нефрит!)…
- Куда ж ему столько?
- Вопрос, конечно, интересный. Но на суде Чжоу Юнкана, насколько мне известно, об этом не спросили. Зато дали пожизненный срок. Потом арестовали зама главнокомандующего вооруженных сил Китая, генерала с большими звездами. В сети закона попали и руководители нескольких «естественных монополий» масштаба наших «Газпрома» и «Роснефти». Лишь после этого народ и мы, китаеведы, поверили, что действительно началась системная война с коррупцией. Прошло почти три года со времени специального пленума, а накал борьбы не спадает. За эти три года – у меня официальные данные – осуждено около 1 миллиона чиновников. Представляете? Среди них - 109 министров и людей, приравненных к министрам. Это мэры городов- «миллионников», руководители провинций с населением в 60-70 миллионов человек. И китайцы этим очень гордятся. Настоящие «тигры» попались!
- Интересно, сколько из них расстреляли?
- В Китае за коррупцию три года уже практически не расстреливают!
- Да что вы? Вот это сенсация! Неужто Китай пошел по пути России и Европы, отменил смертную казнь?
- В Поднебесной по-прежнему казнят убийц, насильников, террористов. А за коррупцию приговаривают к смерти с отсрочкой на два года.Ее потом продлевают. Фактически - пожизненное заключение. Причем, установлены четкие правила наказания. До 100 тысяч юаней взял (это примерно миллион рублей) – получишь тюремный срок. Больше – расстрел с отсрочкой, невзирая на ранги, былые заслуги.
Сами коррупционеры тоже поделены на категории. Это, конечно, прозвища такие. О «мухах» и «тиграх» я уже говорил. А есть еще «лисы». Чиновники, сбежавшие за границу с наворованным.
- В России таких сбежавших «лис» тоже хватает.
- В Китае их гораздо больше. За последние три года за кордон ушло от 16 до 18 тысяч начальников всех мастей. С собой они унесли 127 миллиардов долларов!
Профессор-востоковед Юрий Вадимович Тавровский.Фото: Михаил ФРОЛОВtrue_kpru
- Большие деньги!
- Да, уж, немалые. Но на самом деле, считается, что у китайцев в офшорах три триллиона долларов. Вот это действительно деньги!
На беглецов тоже идет охота. Власти вовсю используют соглашения с разными странами о выдаче преступников. По ТВ регулярно показывают, как в аэропорту по трапу ведут очередную «лису» со связанными руками.
Еще одна интересная категория - «голые чиновники». Это начальник, спрятавший все деньги в офшоре, отправивший семью за рубеж, но продолжающий сидеть в своем кресле и брать мзду. На родине у него практически ничего нет.
- Гол, как сокол!
- Бедняк. Хотя у него есть канадский или багамский паспорт, он может в любую минуту переехать в Гонконг, оттуда улететь куда угодно и пополнить армию «лис».
Вот эти четыре категории – «мухи», «тигры», «лисы», «голые чиновники» – и есть объекты борьбы с коррупцией в Китае.
За год - почти три миллиона доносов
- Как конкретно она ведется?
- В КНР при Си Цзиньпине фактически создана новая спецслужба по борьбе с коррупцией. Называется она Центральная комиссия по проверке партийной дисциплины. Ведь чиновники в Поднебесной в основном коммунисты. Если ты не член КПК, у тебя и возможностей карьерных мало. Эта комиссия более влиятельна, чем милиция, госбезопасность, другие спецслужбы страны. У нее свои дознавательные органы, тюрьмы. Возглавляет ее член Постоянного Комитета Политбюро, один из семи «бессмертных», как их называют в Китае, по имени Ван Цишань. Личный друг, земляк Си Цзиньпина. Его правая рука. Проверенный товарищ. Он в семерке «бессмертных» только коррупцией и занимается. В каждой провинции, городе, уезде сидят его ребята. И собирают компромат на партийных чиновников. Естественно, опираясь на народ. Открыты специальные сайты, куда можно послать информацию на кого угодно. Народ «стучит» со страшной силой! Только за 2015 год, по китайской статистике, от трудящихся поступило 2 миллиона 800 тысяч сигналов на мздоимцев. Мои приятели – китайские журналисты, переводчики, русисты - говорят, что стали теперь чувствовать себя людьми. Одному из них 45 лет: «Но я до сих пор езжу на мотоцикле, на машину денег нет. А мой начальник берет взятки и раскатывает на Мерседесе. Раньше я отводил глаза, сидел и молчал. А теперь накатал на него бумагу, и дышать стало легче. Его пока не взяли, но я уверен, что возьмут…»
- А ведь есть в этом сермяжная правда, Юрий Вадимович. Хватит мздоимцам чувствовать себя хозяевами жизни…
- Удары идут по всем флангам. Коррупция - это ж не только конверты с деньгами, но и устройство родственников на должности, угощение, знакомства с прекрасными девушками …
- … с низкой социальной ответственностью.
- Опять же личные примеры. Года полтора назад приехал я в Китай. Встречают друзья – эксперты по России – ведут в ресторан. На столе пустовато. «Юрий, говорят, у нас в рамках борьбы с коррупцией новое правило – только четыре блюда и один суп полагается за казенный счет». Снова приехал через три месяца – на столе побольше всего. Но после застолья руководитель подходит к официанту и начинает фокусничать: «Ты эти три блюда соединяешь в один счет, а эти – в другой…» Когда год назад приехал, стол уже нормальный. Но в бокалы наливают яблочный сок. Я делаю удивленное лицо – может, официант перепутал бокалы? Мне объясняют: «Новый этап борьбы, Юрий. За казенный счет нельзя пить алкоголь, только сок или чай или что угодно другое, но безалкогольное!» За последние несколько месяцев я проехал весь Великий шелковый путь на территории Поднебесной, собирая материал для новой книги. Всюду на банкетах чокаются чаем, соком, даже рисовым отваром. Лишь в одном городке, где проживают нацменьшинства, уполномоченный по культуре и пропаганде принес бутылку водки с красными ягодками. И держит речь: «Товарищи, мы все коммунисты, знаем, что партия борется с коррупцией, пить нельзя за казенный счет! Я поддерживаю, товарищи, эту борьбу, но мы - национальное меньшинство, и у нас есть традиционное лекарство. Вы проделали большой путь из Москвы, вы устали – и я принес нашего лекарства.»
- Сорокаградусного…
- Больше! До 60 градусов. Китайцы заветы Менделеева не чтят. Мы эту бутылочку выпили и, правда, сил прибавилось. Но нацменьшинствам в Китае всегда позволялось больше.
Подчас, действительно, борьба принимает смешные формы, но что делать? Лес рубят - щепки летят. Возможно, кто-то сводит счеты, я не исключаю этого. Но борьба идет. Системная. Не на жизнь, а на смерть.
Личная вендетта генсека
- И есть шанс на победу?
- Я думаю, что полностью они ее не искоренят. Ведь в Китае капитализм, пусть и управляемый Компартией. Хотя они называют это «социализмом с китайской спецификой». Как в условиях рыночной экономики бороться со стимулированием человека? Для меня это философская проблема, ответа не знаю. В откровенных разговорах с китайскими друзьями заявляю, мол, ребята, невозможно в условиях рыночной экономики избавиться от коррупции. Они возражают: «Мы же конфуцианское общество. У вас на Западе капиталистические законы так действуют, у нас – по-другому. Мы же были и остаемся конфуцианцами». И приводят примеры населенных китайцами-конфуцианцами Тайваня и Сингапура, где действительно теперь коррупции почти нет. По крайней мере, значительно снизить ее уровень в Китае смогут.
Прилюдные казни на стадионах остались в прошлом. Фото: AP/Fotolink/East News
- Сколько будет длиться эта борьба?
- По крайней мере, до тех пор, пока в кресле генсека будет Си Цзиньпин. Сидеть ему осталось еще один год первого пятилетнего срока. Плюс второй срок «тянуть». Шесть лет, минимум, поскольку это его личная вендетта. Еще несколько миллионов нечистых на руку чиновников будет посажено.
- Но зачем Си Цзиньпину эта бескомпромиссная борьба? Возможно, с ветряными мельницами. Сколько противников нажил, которые только и ждут, когда кончится его десятилетний срок. Правил бы себе спокойненько, прятал денежки в офшоре на безбедную старость, другим жить давал, друзьям с бизнесом подсоблял…
- У него не оставалось выбора. Все волнения последних десятилетий в Поднебесной были вызваны коррупцией. Вспомним знаменитые события на площади Тяньаньмэнь весной 1989 года. Я был там, видел своими глазами митинги, демонстрации. Народ кричал: «Долой коррупцию!» Сын Дэн Сяопина был миллиардером, отпрыски других партийных вождей – тоже. А народ - нищий. В любой момент эти волнения могут повториться. Китайцы – ребята очень возбудимые, легкие на подъем. Вся история Поднебесной - крестьянские восстания. Одна династия проворовалась, погрязла в разврате, страну разорила - Восстание. Приходит к власти новая династия, бывший крестьянин становится императором. Но через 100-150 лет она так же вырождается. Новое восстание… Красная коммунистическая династия правит с 1949 года, у нее тоже появились признаки увядания. Чтобы не потерять власть Компартии, Си Цзиньпин очищает ее. Главное, что борьба системная, она охватывает всю страну вплоть до деревень и идет по всем известным правилам. На сколько украл - такое наказание и получишь. Народ это знает и поддерживает.
К тому же экономика Поднебесной в последние годы стала пробуксовывать, с 10-12% роста в год спустилась до 6,5%. Один из способов подстегнуть экономику – избавиться от коррупции. Заодно больше инвестиций пойдет из-за рубежа, если местные чиновники не будут брать на лапу. Ну и, если честно говорить, Поднебесная в последнее время была очень сильно повернута на Запад, интегрирована в него. Возникло огромное число людей, которые стали жить за счет связей с Западом, ценить западный образ жизни и хаять все китайское. Либералы, короче говоря.
- И там они есть?
- Ну, а как же! Десятки миллионов людей, лично связанных с западным образом жизни, погрузившиеся в него. Либералы в значительной степени и являются носителями коррупции. Они тоже стали выступать против партии, существующего в стране порядка. Поэтому борьба Си Цзиньпина с коррупцией неизбежно оборачивается и против западного влияния, за возврат к традиционным китайским ценностям. Там опять читают и чтят Конфуция, в школах сокращают часы изучения английского языка, а на телевидении – западных сериалов и шоу.
- Сколько аспектов, оказывается, у этой проблемы!
- Как говорил Мао Цзэдун, «надо найти главное звено и вытащить всю цепь».
- А что Россия может перенять у соседей? Была гипотетическая надежда, что поможет их расстрельный опыт, но и там коррупционеров перестали «пускать в расход».
- Пожизненный срок – тоже серьезное наказание. У нас вроде все время идут антикоррупционные расследования, суды. Но, мне кажется, это разовые акции. Нет системы.
- Да уж, после того, как министр Сердюков вышел сухим из воды, всем стало ясно - в России «своих» за коррупцию не только не расстреливают – даже не сажают! Ну, арестовали за все годы одного второстепенного министра, фамилию которого народ за пределами Садового кольца и не знает, да несколько «чужих» губернаторов - вот и все успехи.
- Нужна системная борьба, как в Китае. По четким правилам. И особый орган с большими полномочиями. Под патронажем первого лица, как в Китае. Китайцы по складу, по приверженности к справедливости на самом деле очень похожи на нас. Да и правящая Компартия Китая на самом деле сделана по лекалам ВКПб и КПСС, нашими инструкторами, начиная с коминтерновских времен. Так что опыт Си Цзиньпина нужно внимательно изучать.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Юрий Вадимович ТАВРОВСКИЙ, 67 лет. Профессор Российского университета Дружбы народов, востоковед. Закончил Ленинградский госуниверситет. Работал в ЦК КПСС, Гостелерадио СССР (вещание на китайском языке), «Известиях», других СМИ, главным редактором журнала «Дипломат» МИДа России. Член Изборского клуба. В Поднебесной был более 30 раз. Автор книг «Чудесный Китай», «Китай, Россия и соседи. Новое тысячелетие», первой в мире биографии нынешнего лидера Китая Си Цзиньпина, переведенной в КНР «Си Цзиньпин:по ступеням китайской мечты». В издательство передана книга «Новый Шелковый путь. Своими глазами, своими словами». Результат занявших целый год поездок по китайской части межконтинентального торгового пути.
В ТЕМУ
Да, крали люди в наше время... или Всемирная история распила
Громкие коррупционные скандалы — от средних веков до нашего времени
Взятки — понятие, заложенное в России с культурным кодом. Они появились не в этом году, и даже не в проклинаемых 90-х. Гораздо раньше. «Если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут», — именно так выглядит оригинал фразы, записанный Вяземским со слов Карамзина, искаженную версию которой приписывают обычно Салтыкову-Щедрину. (подробности)
КСТАТИ
Как воровали при Хрущеве и Брежневе
Когда мы слышим сегодня о воровстве бюджетных и внебюджетных средств, о хищениях из церквей и музеев, то искренне возмущаемся. А некоторые вспоминают наше социалистическое прошлое: мол, в те времена порядка было больше, а воровали меньше.
В действительности в России воровство было всегда. И уровень его не очень-то зависел от политической системы, жестокости наказаний и личности правителя. При социализме появилась новая разновидность массовой растащиловки - «хищение социалистической собственности», которое продолжалось все 74 года перехода страны от капитализма к капитализму…