Искусство дипломатии
24 ноября на набережной Кутузова, 34, открылась выставка «Консульская орбита глазами петербургских художников». Она стала одним из праздничных мероприятий, посвященных 50-летию возобновления консульской деятельности в городе на Неве и круглой дате территориального подразделения МИД.
Заместитель представителя МИД РФ в Петербурге Игорь Демяненко поясняет: «После войны консульские учреждения зарубежных стран появились в нашем городе только в 1966 году, а первыми из них стали представительства Германии, Финляндии и Ирана. Поскольку обозначился интерес к их открытию, в том же году было принято и решение об учреждении в Ленинграде дипломатического агентства МИД СССР, которое в 1989-м получило статус представительства МИД РФ».
Вплоть до конца 1980-х количество консульских учреждений в северной столице было весьма скромным, не более 15, а затем стало быстро расти. В настоящее время в Петербурге только генеральных консульств иностранных государств тридцать три. А в целом в городе на Неве представлены около 70 стран, среди которых даже такие, как Непал, Эфиопия, Гвинейская Республика, Австралия, Ангола.
Намереваясь отметить юбилей добрым и полезным делом, дипломаты решили развить идею, которую начали претворять в жизнь несколько лет назад в тесном сотрудничестве с Союзом художников Петербурга. «В начале года мы реализовали проект под названием «С мольбертом по миру», в рамках которого художники могли выставить на обозрение работы, созданные ими в разных странах, - говорит Игорь Демяненко. - Решили его продолжить, предложив каждому из консульских учреждений, находящихся в Петербурге, выбрать по одной картине, в наибольшей степени отражающей душу их страны».
При этом дипломаты могли сделать выбор среди работ петербургских художников, а если этого не удавалось - предложить другой вариант. В результате на выставке демонстрируется свыше 50 живописных полотен, авторами которых являются несколько десятков мастеров, включая таких известных художников, как Юрий Васильев, Валентин Скачков или Виктор Ямщиков. Первый, к примеру, представит своими картинами Францию, Швейцарию, Монако и Норвегию, второй - Великобританию, Венгрию, Испанию и некоторые другие страны, а третий - Италию и Китай. Есть в экспозиции и работы, представляющие Албанию и Доминиканскую Республику. Причем среди авторов не только профессиональные живописцы, но и дипломаты: одна из картин принадлежит кисти Олега Давтяна, в недавнем прошлом - заместителя представителя МИД России в Петербурге.
Некоторые консульства вопрос выбора решили оригинально. Например, не найдя среди предложенных питерскими мастерами полотен, соответствующих образу Австралии, ее почетное консульство предоставило работу, оригинал которой находится в Национальном художественном музее страны. «Удивительно, но выяснилось, что картину написал австралийский художник Джордж Ламберт, рожденный в 1873 году... в Петербурге, - добавляет Игорь Демяненко. - Таким образом, даже полотна, казалось бы, не имеющие отношения к нашему городу, вполне вписываются в концепцию выставки».
Пейзажи, жанровые сценки, портреты, выполненные как в классической манере, так и в других стилях, передают нюансы образов стран, консульские учреждения которых находятся на берегах Невы. Около трех десятков из них отобраны самими консульствами, а другие представлены Союзом художников Петербурга. Причем у тех стран, которые по разным причинам так и не смогли найти подходящую картину, есть благоприятные перспективы: предполагается, что проведением настоящей выставки в представительстве МИД судьба ее экспозиции не завершится.
Организаторы выставки подчеркивают: проект носит не столько политико-дипломатический, сколько культурно-дипломатический характер. Поэтому сначала в представительстве МИД экспозицию смогут увидеть группы студентов и живописцев, а затем выставка, возможно, будет представлена в Президентской библиотеке и некоторых музеях Ленинградской области.
Параллельно с выставкой живописи будет работать и экспозиция, которая ознакомит с прошлым и настоящим представительства МИД РФ в Петербурге. (Владимир Яковлев, «Санкт-Петербургские ведомости» 25 ноября 2016 года.)