О председательстве России в Совете Безопасности ООН в сентябре 2015 года
В сентябре Российская Федерация будет выполнять функции Председателя СБ ООН.
Работа Совета Безопасности в предстоящем месяце будет проходить в интенсивном режиме, учитывая открытие сессии Генеральной Ассамблеи ООН и проведение общеполитической дискуссии. В этом году Организация празднует 70-летний юбилей, и на масштабные мероприятия высокого уровня в Нью-Йорке соберется большинство глав государств и правительств.
Центральным мероприятием российского месяца в Совете Безопасности станет открытое министерское заседание по теме «Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой», которое состоится 30 сентября.
Актуальность этой предложенной нами темы заседания трудно переоценить. На Ближнем Востоке и в Северной Африке складывается крайне сложная, не будет преувеличением сказать, критическая ситуация. К застарелым конфликтам, прежде всего арабо-израильскому, добавляются новые кризисы. Регион охвачен масштабными кровопролитными конфликтами в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии, которые подпитывают друг друга и создают условия для перетекания нестабильности в соседние страны. Перед рядом государств стоит реальная угроза потери своей территориальной целостности.
Все это создает среду для резкого возрастания террористических рисков. Результатом продолжающейся нестабильности в Ираке, а затем и попыток внешнего вмешательства в конфликт в Сирии, в том числе путем заигрываний с вооруженной оппозицией, стало появление беспрецедентной по масштабам угрозы – ИГИЛ. Совершая чудовищные преступления, боевики этой группировки пытаются поставить под свой контроль все более обширные территории, претендуют на создание квазигосударств и заявляют о своих геополитических притязаниях.
В этих условиях проведение комплексного и честного анализа природы конфликтов на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки с определением направлений для нашей коллективной работы на основе Устава ООН в целях построения эффективной архитектуры региональной безопасности является насущной необходимостью. Подлинное решение имеющихся проблем возможно только через всеобъемлющий подход, на прочной основе международного права, без двойных стандартов и с опорой на прерогативы Совета Безопасности.
По итогам мероприятия планируется принять заявление Председателя Совета, в котором акцентировалась бы неотложность принятия мер по урегулированию и предотвращению конфликтов на территории Ближнего Востока и Северной Африки, а также были бы отражены возможные дальнейшие шаги по купированию террористических рисков в регионе. Рассчитываем на широкое заинтересованное участие на высоком уровне государств-членов ООН.
Особо подчеркнем, что проведение этого заседания полностью отвечает целям реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина по формированию широкого антитеррористического фронта по противодействию угрозе ИГИЛ.
Из других важных вопросов сентябрьской повестки отметим следующее. Предметом обсуждения станут ситуация в Ливии и состояние дел в ливийском санкционном режиме. Предстоит продлить мандат Миссии ООН по поддержке этой страны.
Продолжится работа СБ по сирийскому «химическому» досье, а также гуманитарным аспектам конфликта в Сирии.
Предстоит обсудить положение в Афганистане и на Ближнем Востоке, динамику развития событий на Голанских высотах в контексте деятельности развернутых там Сил ООН по наблюдению за разъединением.
Совету предстоит заслушать доклад председателя Комитета СБ по санкциям в отношении Ирана.
Члены СБ ООН проведут обзор деятельности Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии, который вносит существенный вклад в укрепление стабильности в этом регионе. По итогам заседания планируется принять заявление Совета для прессы.
СБ оценит прогресс в стабилизации обстановки в Либерии. Ожидаем принятия резолюции о продлении мандата Миссии ООН и изменении санкционного режима в отношении этой страны.
Будут рассмотрены вопросы межсуданских отношений, деятельности Временных сил ООН в Абьее. Состоятся встречи Совета со странами- поставщиками контингентов в миссии ООН в Гаити и Либерии.
Россия приложит усилия для обеспечения максимально слаженной и эффективной работы этого главного органа ООН на основе конструктивного взаимодействия всех членов Совета Безопасности.
К ситуации на Юго-Востоке Украины
Ситуация на Юго-Востоке Украины продолжает оставаться весьма сложной. Не прекращаются периодические артиллерийские обстрелы, в том числе и населенных пунктов, гибнут люди, разрушается гражданская инфраструктура. Фиксируются нарушения в плане соблюдения отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения конфликтующих сторон. В отдельных районах, примыкающих к линии соприкосновения, отмечается концентрация вооруженных сил Украины, что не способствует росту доверия, создает угрозу эскалации ситуации.
26 августа в Минске прошли заседания Контактной группы и четырех рабочих подгрупп по политическим, гуманитарным, экономическим вопросам и по вопросам безопасности.
Идет «вязкая» работа над подготовкой соглашения об отводе танков, минометов до120 мми артиллерийских систем до100 мм. Есть определенные позитивные подвижки в плане решения некоторых экономических проблем, хотя и здесь пока остаются проблемы, связанные с реализацией, например, зафиксированных в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 года положений о восстановлении работы банковской системы, что призвано дать возможность живущим в регионе людям получать пенсии и другие социальные пособия.
Весьма непросто продвигаются дискуссии по политическим вопросам. Остаются серьезные разногласия в отношении практических путей реализации положений Комплекса мер, относящихся к конституционной реформе на Украине, вопросам предоставления Донбассу особого статуса и реализации соответствующего закона, проведения в регионе местных выборов. Достигнута договоренность, что работа в этом направлении будет продолжена в рамках соответствующей подгруппы в еженедельном формате.
Обсуждались вопросы, относящиеся к гуманитарной проблематике, в том числе и вопросы обмена удерживаемыми лицами, работе, связанной с оказанием гуманитарной помощи населению региона.
В Минске вчера прозвучало весьма позитивное предложение – к 1 сентября, дню начала нового учебного года, сторонам, чтобы не омрачать этот праздник, установить реальное перемирие и воздержаться от каких-либо обстрелов. Рассчитываем, что эта идея будет реализована.
Достигнута договоренность о проведении следующего заседании Контактной группы и рабочих подгрупп 8 сентября с.г.
В целом хотелось бы отметить, что всеми заинтересованными сторонами отмечается необходимость продолжения работы по урегулированию украинского кризиса в существующих и действующих форматах, что основой для урегулирования остаются Минские договоренности. Дело за честным, последовательным и полным исполнением тех положений, которые зафиксированы в известном Комплексе мер.
Российская сторона продолжает оказывать гуманитарную помощь населению Донбасса. Сегодня силами МЧС в Луганск и Донецк доставлен очередной гуманитарный груз. Это уже 37 конвой, а общий вес доставленной с августа прошлого года гуманитарной помощи составляет более 45 тысяч тонн.
Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать предложение Польши расширить «нормандский формат» за свой счёт, участвовать в переговорах и урегулировании ситуации на Востоке Украины, а также активную политическую деятельность нового Президента Польши А.Дуды: завтра он летит в Берлин, где будет говорить об усилении давления на Россию в связи с ситуацией на Востоке Украины?
Ответ: Мы уже комментировали звучавшие предложения о расширении «нормандского формата». Форматы создаются не для того, чтобы существовать в отрыве от ситуации, а чтобы влиять на её развитие. Дело не в форматах, а в том, чтобы они работали. Исходим из того, что существующий формат должен просто эффективно функционировать.
Относительно возможности подключения различных «игроков», государств, изъявляющих такое желание, мы также говорили, что приветствуем это, призывая страны, которые имеют соответствующее влияние на ту или иную сторону конфликта на Юго-Востоке Украины, активнее оказывать влияние, а, возможно, и давление, на каждую из сторон для продвижения к мирному урегулированию.
Дело не в расширении формата, а в активных усилиях всех так или иначе вовлечённых государств. Если есть такое желание, почему не оказывать соответствующее содействие? Никто не мешает это делать.
Что касается давления на Россию, то я не представляю, какого комментария Вы от меня хотите. Безусловно, это выбор того или иного политика, к чему призывать. Является ли давление на Россию выгодным Польше – вопрос, который нужно задать самим полякам. Выгодно ли им подобное давление, и кто от этого выигрывает?
Нам кажется, что за год-полтора давления, политики санкций и угроз стало очевидно, что это тупиковая позиция и политика, которая не приносит выгоды ни тем, на кого давят, ни тем, кто давит. Не знаю примеров, когда подобный подход в принципе можно было бы назвать успешным. Есть давление, которое может осуществлять по линии отвечающих за это международных организаций – СБ ООН может применять санкции и давление различной степени, но ни одна страна мира не может давить на другую, поскольку это является, по сути, вмешательством во внутренние дела, и тем более не может призывать других членов международного сообщества давить на другую страну. Для чего это делается – вопрос не ко мне. Хочу ещё раз сказать, что я всё больше читаю (и мы публикуем всё это на аккаунтах в соцсетях) экспертные оценки, которые говорят о тупиковости этого подхода. Главной вопрос – чего хотят добиться?