Неизвестная война на Дальнем Востоке. Статья Юрия Тавровского.
Китай для Советского Союза был вторым фронтом
Российские войска торжественным маршем пройдут по площади Тяньаньмэнь впервые за многовековую историю российско-китайских, советско-китайских и снова российско-китайских отношений. Случится это 3 сентября 2015 года в честь завершения Второй мировой войны, Великой Отечественной войны – и в честь победы в войне сопротивления китайского народа японским захватчикам.
У нас очень мало знают об участии Китая во Второй мировой войне. Мало кто задается вопросом, за какие заслуги Китай вошел в число пяти держав-победительниц, учредивших Организацию Объединенных Наций, и стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности. Совсем мало кто знает, что Китай раньше других великих держав вступил во Вторую мировую войну и принес во имя общей победы самые большие жертвы.
Нашу слабую информированность об этих фактах можно объяснить чередой причин. Мы сами стали восстанавливать историческую память о Великой Отечественной только в середине 60-х годов, когда в Москве появилась Могила Неизвестного Солдата, когда начали приводить в порядок бесчисленные братские захоронения от Волги до Одера, когда стали чеканить юбилейные медали и открывать мемориалы на местах боев.
Наши отношения с Китаем в то время уже можно было назвать холодной войной, и понятно, что события, связанные с этой страной во время Второй мировой, не могли оказаться в фокусе внимания. Да и в самом Китае то были годы начала культурной революции, которая на десятилетие погрузила страну в политический хаос и экономический коллапс. Но и с началом проведения курса на «реформы и открытость» подвиги китайских бойцов оставались в тени. То ли у руководства страны были более серьезные заботы, то ли очень важны были японские капиталы и технологии. Сыграло роль и то, что в антияпонской войне 1937–1945 годов участвовали и вооруженные отряды как Компартии во главе с Мао Цзэдуном, так и войска Гоминьдана под командованием Чан Кайши, а разделить лавры победителей было очень трудно.
Как бы то ни было, о подлинных масштабах участия Китая во Второй мировой войне и общей победе антигитлеровской коалиции у нас не начали вспоминать даже на новом этапе сближения России и Китая. На торжествах 2010 года на трибуне среди мировых лидеров присутствовал председатель КНР Ху Цзиньтао, но среди иностранных подразделений – от Америки до Туркмении – не было китайских. Уже тогда в ряде публикаций, в том числе в «Независимой газете», было выражено недоумение по поводу «отсутствия присутствия» Китая в военных торжествах. Опубликованная год назад в главной газете КНР «Жэньминь жибао» моя статья с все с тем же недоумением вызвала массу откликов и положила начало дискуссии в китайской блогосфере.
Рост национального самосознания на фоне экономических успехов, все более патриотический и активный курс нового руководства в Пекине привели к пересмотру отношения к событиям 1930–1940-х. В прошлом году в КНР был учрежден День победы в войне сопротивления китайского народа японским захватчикам – 3 сентября. На площади Тяньаньмэнь в этом году пройдет Парад Победы, на трибуне будут присутствовать мировые лидеры. Свое участие подтвердил президент России, ожидается президент США.
Вторая мировая началась на окраине Пекина
Все больше историков соглашаются, что Вторая мировая началась не 1 сентября 1939-го, а двумя годами раньше – 7 июля 1937-го. В тот день расквартированные в окрестностях Пекина японские войска спровоцировали столкновение с китайскими частями. К тому времени Япония и Германия уже заключили Антикоминтерновский пакт (25 ноября 1936 года). Германия воевала в Испании на стороне Франко. Японская Квантунская армия уже шесть лет хозяйничала на северо-востоке Китая, где в 1931 году было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Так что 7 июля 1937 года действия антикоммунистического блока приобрели межконтинентальный, мировой масштаб.
Почему японские войска оказались на окраинах Бэйпина, как тогда назывался Пекин? Необъявленная война Японии против Китая началась еще в 1931-м, а к 1937-му под контролем Императорской армии оказалась не только Маньчжурия, но и провинции Северного Китая. Создав на китайской земле огромный плацдарм, подтянув резервы и заручившись поддержкой Германии, японцы решили начать новый этап агрессии.
Сразу после провокации 7 июля в городке Ваньпин, вошедшей в историю как «события на мосту Марко Поло», японские войска перешли в широкое наступление и до конца июля захватили Пекин и Тяньцзинь. В тот период страны Запада, все еще надеявшиеся столкнуть Японию с Советским Союзом, заняли выжидательную позицию, отказались даже осудить агрессора. На помощь Китаю пришел только Советский Союз.
21 августа 1937 года между Советским Союзом и Китайской Республикой был подписан Договор о ненападении сроком на пять лет. Тем самым была разорвана существовавшая де-факто международная изоляция Китая. Китайскому правительству были предоставлены кредиты в сумме 450 млн долл. За первые четыре года войны Китай получил через советскую Среднюю Азию 1250 самолетов, 1140 артиллерийских орудий, 82 новейших танка Т-26, 9720 пулеметов, 110 тыс. винтовок, другое оружие, снаряжение, боеприпасы. Весной 1938 года началось прямое участие советских военных специалистов и инструкторов в разработке планов операций, а также в боевых действиях. Среди советников были будущие маршалы Чуйков, Рыбалко и Батицкий, генералы Благовещенский, Анисимов, Жигарев, Полынин, Рытов, Супрун, Рычагов, Тхор, Хрюкин и др. С японскими пилотами сражались 2 тыс. советских летчиков-добровольцев, каждый 10-й из них погиб в боях. 14 советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.
Для Советского Союза, тогда уже вовлеченного в гражданскую войну в Испании, это был еще один фронт противостояния странам Антикоминтерновского пакта. Неоценимой помощью Китаю стали операции Красной армии в 1938 году на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан и еще более крупномасштабные бои в 1939 году на границе Монголии с Маньчжоу-Го в районе реки Халхин-Гол. Нашими войсками командовал будущий маршал Жуков.
Многие историки, в том числе американские и японские, считают, что именно эти поражения Квантунской армии в «необъявленной войне» с Советским Союзом стали одной из причин решения верховного командования в Токио воздержаться от нанесения главного стратегического удара на севере континента и подтолкнули его к разработке «южного марша». Затягивание нападения на СССР, которого Берлин особенно настойчиво добивался от Токио с началом реализации плана «Барбаросса», объяснялось еще одной причиной. Успехи Императорской армии в 1937–1941 годах дались, как говорится, нелегко.
Откусить еще не значит съесть
К концу 1937 года японцы заняли Тяньцзинь, Шанхай, Нанкин и десятки других городов в самых многонаселенных и экономически развитых районах Северного и Центрального Китая. Японское командование поначалу планировало взять весь Китай за три месяца. Да, Национальная армия Китая отступала. Однако китайцы иногда показывали чудеса стойкости. Ожесточенные бои развернулись 13 августа за Шанхай, в них участвовало около 280 тыс. японских солдат, а также крупные силы ВВС и ВМС. Китайский командующий Чан Кайши послал на защиту города лучшие дивизии, обученные и вооруженные Германией еще до создания Антикоминтерновского пакта. Оборона Шанхая продолжалась три месяца, потери агрессоров превысили 40 тыс. солдат и офицеров. Однако 12 ноября китайские войска оставили Шанхай, а месяцем позже – Нанкин, выполнявший тогда функции столицы Китайской Республики.
Неудачи продолжались и в 1938 году. Были потеряны крупные города Сюйчжоу и Кайфэн. 21 октября японский десант захватил важнейший порт Южного Китая Гуанчжоу (Кантон). Главным сражением года стала оборона крупного города Ухань на стратегически важной реке Янцзы, продолжавшаяся четыре с половиной месяца. 250 тыс. японцев противостоял миллион китайских солдат и офицеров, в боях с обеих сторон участвовали подразделения ВВС и ВМС. Именно в боях за Ухань впервые появились советские летчики-добровольцы, которые быстро лишили японцев подавляющего превосходства в воздухе. В составе смешанных советско-китайских боевых групп наши пилоты уничтожили в небе над Уханем 78 японских самолетов, потопили 23 крупных боевых судна, включая авианосец. Ухань держался более четырех месяцев, но 25 октября был взят.
Китайцам время от времени удавалось наносить и другие чувствительные удары: 25 сентября 1937 года дивизия коммунистической 8-й армии в районе заставы Пинсингуань на Великой китайской стене уничтожила свыше тысячи солдат отборной дивизии генерала Итагаки.
Плакат времен антияпонской войны. Внизу плаката знаки-патроны отражают помощь Советского Союза в сравнении с поставками из Америки, Англии и Франции.
Плакат времен антияпонской войны. Внизу плаката знаки-патроны отражают помощь Советского Союза в сравнении с поставками из Америки, Англии и Франции.
Захватив ценой немалых потерь густонаселенные и экономически развитые районы Северного, Центрального и Южного Китая, японцы столкнулись с проблемой установления эффективного контроля. Растянутые линии фронта и коммуникаций, на которых действовали коммунистические партизаны, упорное сопротивление некоторых китайских соединений, нехватка продовольствия и снаряжения истощали силы Императорской армии и вынудили ее после взятия Уханя и Гуанчжоу перейти к «стратегической обороне». Японское командование временно прекратило крупномасштабные операции и было вынуждено основное внимание уделять борьбе с партизанами.
К концу 1938 года, по данным китайских историков, «Япония использовала свыше 70% своих сил в контрпартизанских операциях на северо-востоке, севере, в центре и на юге Китая. В начале Тихоокеанской войны у Японии было 2,1 млн солдат, из них 1,4 млн находились на китайском театре и 400 тыс. воевали на просторах Тихоокеанского театра. Таким образом, одна китайская нация приняла на себя в три раза большее число общих врагов, чем 10 наций во главе с США».
Китай в главной роли на тихоокеанском театре
Тихоокеанский театр Второй мировой окончательно сформировался после атаки японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. К тому времени почти две трети японских Сухопутных войск были связаны на фронтах и в тылах Китая. Впрочем, и оставшейся трети хватило для блицкрига в странах южных морей. С 8 по 25 декабря длилась блокада Гонконга, завершившаяся сдачей в плен крупного английского гарнизона. Несколько дней ушло на разгром британских войск в Малайе. За шесть дней пал Сингапур, «неприступная крепость» Великобритании, где в плен сдались 70 тыс. британцев и австралийцев. В Голландской Ост-Индии (Индонезии) сопротивление японцам продолжалось около двух месяцев, с 11 января по 2 марта. Около четырех месяцев потребовалось для разгрома американских войск на Филиппинах, являвшихся тогда колонией США. После длившегося сутки сопротивления союз с Японией заключил Таиланд. 8 марта десант японцев захватил столицу британской Бирмы Рангун, а к маю они контролировали почти всю страну. Ни одна из колоний не смогла продержаться дольше, чем Шанхай, Ухань и некоторые другие китайские города.
Переваривание обширных районов Китая поистрепало соединения Императорской армии, а боевые действия в странах южных морей и последовавшая оккупация заметно растянули коммуникации, потребовали новых войск для контроля захваченных территорий. Эта реальность, а также воспоминания о неудачах на озере Хасан и реке Халхин-Гол вынудили Токио отказаться от выполнения союзнического долга перед Германией в самые трудные для нас первые месяцы войны.
Несмотря на требования Берлина, Токио в целом соблюдал положения Японо-советского договора о нейтралитете, заключенного 13 апреля 1941 года. Назначенный на 29 августа 1941 года удар по советскому Дальнему Востоку так и не был нанесен. На совещании в ставке императора было решено отложить атаку до «завершения китайского инцидента», как скромно именовалась война против Китая. Страшно даже подумать, как сложился бы ход войны для нашей страны, если бы пришлось вести войну на два фронта... Скорее всего этого не произошло в значительной степени благодаря китайскому второму фронту, который приобрел для Москвы практическую ценность намного раньше, чем тот, что гораздо позже открылся в Европе.
Впрочем, Китай играл важную роль и в операциях, которые вооруженные силы США и остатки британских войск вели на тихоокеанском театре. Объявив войну Германии вскоре после ее нападения на Советский Союз и Японии после атаки на американский Перл-Харбор (в течение пяти лет боевые действия китайцев и японцев велись без формального объявления войны), Китай официально стал участником Второй мировой войны. Весной 1942 года союзники сформировали Объединенное командование Китайской военной зоны, куда кроме самого Китая входили Вьетнам, Бирма и Таиланд. Главнокомандующим стал Чан Кайши. Крупный китайский экспедиционный корпус выдвинулся из провинции Юньнань в западные и северные районы Бирмы на помощь окруженным там английским войскам.
Контролируемые правительственными войсками и вооруженными силами Компартии районы Китая имели стратегическое и тактическое значение для СССР, США и других союзников по антигитлеровской коалиции. Точно так же оккупированные японцами обширные районы Китая играли роль стратегического тыла Императорской армии, действовавшей в странах южных морей. Ради сокращения территории свободного Китая японцы в 1941–1942 годах провели ряд карательных операций.
Общая численность населения опорных антияпонских баз Компартии сократилась в 1942 году вдвое по сравнению со 100 млн человек в 1940 году. Нелегко пришлось и державшим основной фронт регулярным частям Гоминьдана. Их успешное противостояние в городе Чанша на юге Китая в конце 1941-го – начале 1942 года 100-тысячному войску противника сопровождалось неудачами на других участках фронта. Японцы весной 1944 года начали крупномасштабную «Операцию № 1». 500 тыс. солдат нанесли серию сильных ударов по китайским позициям. Были оккупированы обширные территории вокруг крупных городов Чжэнчжоу в Центральном Китае, Гуйлинь на юге и Чанша в южной провинции Хунань. Красивейший 700-тысячный город Гуйлинь был сожжен дотла.
Москва платит по счетам
К маю 1945 года стратегическая ситуация правительственных вооруженных сил и войск Компартии складывалась явно не в пользу Китая. Японская армия контролировала широкую зону вдоль всего морского побережья, где была сосредоточена львиная доля китайского населения и промышленности. Правительство Китайской Республики находилось в эвакуации на юго-западе в труднодоступной горной провинции Сычуань. Китайские дивизии, а также действовавшие в рамках антияпонского фронта регулярные и партизанские формирования Компартии вели тяжелые бои в Северном, Центральном и Южном Китае. Для всех них мало что меняла капитуляция Германии и даже успехи американских войск на тихоокеанских островах, штурм Окинавы и перспектива высадки на Японских островах. Дело в том, что существовала еще одна, «запасная Япония».
Японцы создали на территории Китая, в Маньчжурии, мощную промышленную и аграрную базы, способные обеспечивать войска даже в случае утраты связи с метрополией. Там возникла, по существу, «вторая Япония», с обширными сельскохозяйственными угодьями, богатыми сырьевыми ресурсами, развитой промышленностью и транспортом. Командование Квантунской армии разработало долгосрочный план экономического развития Маньчжоу-Го, на основе которого в 1937 году был принят первый пятилетний план, а в 1941-м – второй. Была создана «промышленная колония». Обеспечивался высокий уровень капиталовложений из японской казны, из метрополии ввозилось новейшее промышленное и транспортное оборудование. Приоритетом стала тяжелая промышленность, быстро развивалась черная и цветная металлургия, расширялся выпуск оборудования и станков, автомобилей и локомотивов, танков и самолетов.
Безрадостная для Китая ситуация в корне изменилась после вступления Советского Союза в войну против Японии 8 августа 1945 года. Стремительное продвижение Красной армии в Северо-Восточном Китае обрекло на поражение Квантунскую армию, лишило надежды на выживание не только ее командование, но и ставку Императорской армии в Токио. 15 августа «сын неба» объявил о безоговорочной капитуляции, а 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» в присутствии представителей стран антигитлеровской коалиции, включая Китай, были подписаны соответствующие документы.
Существуют разные оценки стратегического вклада Китая в победу союзников. Но бесспорным фактом является то, что, несмотря на невыносимые тяготы противостояния более сильному противнику, он не капитулировал по примеру Франции. Он восемь лет сопротивлялся Японии (если считать даже с 1937-го, хотя на деле жертвой агрессии Китай стал еще в 1931-м). Все эти годы Китай сковывал сотни тысяч японских солдат, которые могли бы напасть на советский Дальний Восток, захватить Австралию, Индию, дойти до Ирана и арабских земель. Для Советского Союза траншеи китайско-японской войны были реально действовавшим вторым фронтом, открытия которого на Западе Москва так долго добивалась от американцев и англичан.
С 1931 по 1945 год потери Китая составили, по оценкам западных историков, 4 млн солдат и офицеров, 16 млн мирных жителей. Обнародованная несколько лет назад официальная китайская оценка военных и гражданских жертв такова – более 35 млн.
И вот 3 сентября российские солдаты пройдут по площади Тяньаньмэнь. Великие заслуги наших народов в разгроме сил фашизма и милитаризма не забыты...
Ссылка на источник: http://www.ng.ru/ideas/2015-08-26/5_china.html