Из интервью заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова МИА «Россия сегодня», 28 января 2015 года
Вопрос: Недавно Министр иностранных дел Японии Ф.Кисида провел параллель между событиями на Украине, видимо, имея в виду воссоединение Крыма с Россией, и силовым изменением статус-кво в отношении южных Курил. Заявление МИД России с критикой этих слов в Токио назвали безосновательным. Как Вы это прокомментируете?
Ответ: К сожалению, это далеко не первый случай, когда высокопоставленные японские политики пытаются оспорить законную принадлежность южных Курил нашей стране. Могу только посоветовать им хорошенько изучать историю.
Вторая мировая война, в которой Япония была общепризнанным агрессором, закончилась для нее подписанием 2 сентября1945 г. Акта о капитуляции. В соответствии с данным документом японское государство утратило суверенитет над своей территорией и передало право определять его границы союзным державам.
Суверенитет Японии был восстановлен в апреле1952 г. после вступления в силу Сан-Францисского мирного договора. В статье 2 этого договора сказано, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова». Данное положение базировалось на договоренности союзных держав, достигнутой в Ялте 11 февраля1945 г., где прямо говорилось о передаче упомянутых территорий нашей стране. СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор, но это отнюдь не отменяет его положений в отношении Курильских островов.
Кроме того, при вступлении в ООН Япония обязалась выполнять Устав Организации, в том числе Статью 107, где все действия, предпринятые союзными державами в отношении вражеских государств, признаны легитимными.
Заявление, сделанное Министром иностранных дел Ф.Кисидой, показывает, что Токио не желает признавать очевидные исторические факты, имеющие прямое отношение к перспективам ведущихся между Россией и Японией переговоров по заключению мирного договора. Хотел бы в этой связи порекомендовать японским коллегам не заниматься «мегафонной» дипломатией, а инвестировать больше усилий в серьезный, профессиональный разговор в рамках специально созданного для этих целей диалогового механизма - консультаций заместителей министров иностранных дел.
В любом случае, подобного рода публичные заявления, напрямую затрагивающие саму материю переговоров, мы будем внимательно отслеживать и учитывать при планировании дальнейшего графика двусторонних контактов, в том числе визита господина Ф.Кисиды в Москву.