Интервью директора Консульского департамента МИД России Е.С.Иванова агентству «Интерфакс», 28 сентября 2014 года
Вопрос: В нынешней ситуации, в том числе с учетом международной политической обстановки, работа консульского департамента МИД России выходит на первый план. С какими вызовами, проблемами консульский департамент сталкивается в настоящее время? В какой стране находится самая горячая точка для работы консульских сотрудников, где, напротив, легче всего работать сотрудникам консульств?
Ответ: В мае текущего года мы отметили 205-ю годовщину подписания императором Александром I манифеста «Об учреждении Экспедиции консульских дел». Таким образом, консульская служба насчитывает уже более чем двухвековую историю. На протяжении всего этого времени проблематика обеспечения прав и законных интересов наших сограждан за рубежом всегда сохраняла актуальность вне зависимости от текущей политической конъюнктуры на международной арене.
Что же касается специфики консульской работы в различных странах, то простых мест я, пожалуй, не знаю. В нашей профессиональной классификации имеются только «горячие» и «очень горячие» точки. Популярные места отдыха – будь то Испания, Турция, Греция, Таиланд, Индия и т.д., представляют собой настоящее испытание на профессионализм для командируемых туда консульских сотрудников.
Нагрузка и ответственность, которые лежат на их плечах, поверьте, не оставляют времени для того, чтобы наслаждаться красотами этих замечательных мест. Печальный опыт туристического летнего сезона 2014 года, отмеченного банкротством ряда отечественных туроператоров, в связи с чем тысячи россиян оказались за рубежом – кто без обратных билетов, кто без оплаченного в гостиницах проживания, наглядно продемонстрировал, что «тихих гаваней» для работы наших консулов не бывает.
Вопрос: В каком направлении консульская служба развивается сегодня, какие задачи решает?
Ответ: События последних лет, безусловно, заставляют нас по-новому взглянуть на возможности консульской защиты прав граждан России, пребывающих за пределами Российской Федерации.
Мы предпринимаем шаги для совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы консульской деятельности: в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся сразу несколько законопроектов, подготовленных при непосредственном участии консульского департамента МИД России.
Речь идет о внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», которые позволят российским загранучреждениям выдавать готовый загранпаспорт не только при личном обращении гражданина, но и направлять его по почте в государстве пребывания.
Другой законопроект определяет правовые основы для оформления т.н. свидетельства на возвращение в Россию (СНВ), не только в случае потери паспорта гражданином России, но и в связи с истечением срока действия загранпаспорта, а также в случае наличия временных ограничений у заявителя права на выезд из Российской Федерации. Как известно, в настоящий момент основания для выдачи СНВ в подобных ситуациях отсутствуют.
Особое внимание мы также стараемся уделять повышению качества обслуживания российских пенсионеров, проживающих за рубежом. В ближайшее время между МИД России и Пенсионным фондом Российской Федерации будет подписано соглашение о взаимодействии, которое позволит направлять оформляемые нами документы для продолжения выплаты пенсии в ПФР в электронном формате. Теперь пенсионерам за рубежом не нужно будет тратить время и деньги на передачу документов в пенсионный фонд – эту работу берут на себя консульские учреждения в стране пребывания.
Кроме того, консульскому департаменту совместно с загранучреждениями предстоит завершить до 1 января 2016 года переход на оформление загранпаспорта, содержащего дополнительные биометрические характеристики – отпечатки пальцев владельца, а также обеспечить для этого соответствующую подготовку сотрудников, занятых на паспортном направлении консульской работы.
При этом действующим законодательством предусматривается сохранение права выбора у гражданина при оформлении загранпаспорта между обычным и биометрическим. На текущий момент доля биометрических загранпаспортов, выдаваемых российскими загранучреждениями, достигла уже 40-45%. Загранпаспорта сроком действия на 5 лет мы будем продолжать выдавать наравне с биометрическими.
Вопрос: Создается впечатление, что случаи задержания спецслужбами США российских граждан за рубежом в последнее время участились. Что предпринимается МИД России и консульским департаментом в частности в этой связи? Какова ситуация с задержанным гражданином России Романом Селезневым, каково состояние его здоровья, условия его содержания?
Ответ: Предпринимаемые США меры по задержанию российских граждан за рубежом являются абсолютно неприемлемыми и попирают базовые права человека. По сути, речь идет даже не о задержании российских граждан, но как в ряде случаев – о похищении наших граждан, по-другому квалифицировать подобные действия нельзя.
Что же касается предпринимаемых консульскими сотрудниками в пределах их полномочий усилий, то они, в первую очередь, направлены на улучшение условий содержания задержанных, соблюдение процессуальных норм в их отношении, обеспечение им юридической помощи.
Роман Селезнев, как вы знаете, после задержания в Мальдивской Республике был препровожден в Федеральный следственный изолятор в Сиэтле, где и находится сейчас. Два штата выдвинули против него обвинения в банковском мошенничестве, причинении вреда компьютерным системам, владении устройствами незаконного проникновения в сети и краже личных данных. Ему грозит от 10 до 30 лет тюрьмы и штраф в размере от 250 тыс. до 2 млн. долларов. Сам он свою вину полностью отрицает.
Сотрудники генконсульства России в Сиэтле регулярно посещают Селезнева. Состояние его здоровья оценивается как удовлетворительное. Он находится в двухместной камере в спецблоке изолятора. Ему предоставлена помощь профессиональных адвокатов, которые сейчас прорабатывают вопрос о его переводе на общий режим.
Вопрос: Имеется ли информация относительно двух других находящихся в заключении в США граждан России – летчика Константина Ярошенко и Виктора Бута? Каково состояние их здоровья? Планирует ли российская сторона добиваться посещения врачей для Ярошенко?
Ответ: Положение дел с этими двумя россиянами, как и в случае с Селезневым, находится на постоянном контроле российских загранучреждений, действующих в США. В частности, в связи с проблемами со здоровьем, возникшими у Ярошенко вследствие тяжелых условий тюремного содержания, добиваемся от американских властей обеспечения для него адекватной медицинской помощи.
Мы настаиваем на том, чтобы организовать его выездное обследование в тюрьме российскими специалистами, и я надеюсь, что нам это удастся. Совершенно очевидно, что ему должна оказываться адекватная медицинская помощь. Конечно, американская сторона по-разному реагирует на наши просьбы, и не всегда понятно, кто среди американских коллег принимает решения на местах. В разговоре они зачастую выражают готовность оказать содействие, на практике выясняется, что никаких действий не предпринимается.
Поэтому мы продолжим добиваться регулярного посещения Ярошенко врачами. Кроме того, активная работа ведется и с адвокатами обоих россиян.
Вопрос: Нередки случаи, когда за рубежом в крайне затруднительном положении оказываются российские моряки, зачастую брошенные на произвол судьбы судовладельцами, которые отказываются от своих финансовых обязательств перед ними. Люди фактически остаются за границей без средств к существованию и без возможности вернуться назад домой. Предпринимает ли МИД России какие-либо шаги по защите их интересов?
Ответ: За последние годы в СМИ активно обсуждалось несколько подобных инцидентов, когда российские моряки становились заложниками судебных разбирательств своего судовладельца с контрагентами, оказывались брошенными на арестованных судах за рубежом и, по сути, оставались одной из наименее защищенных законом категорий граждан.
Наши консульские учреждения в портовых городах не понаслышке знают об этой проблеме. Однако надеемся, что подобные случаи будут системно разрешаться в рамках Конвенции 2006 года «О труде в морском судоходстве».
В связи с тем, что Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 2012 году, МИД России был наделен полномочиями по организации репатриации российских моряков в тех случаях, когда судовладелец оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства. Дипломатические представительства России за рубежом готовы к разрешению таких ситуаций.
При этом хотелось бы предостеречь недобросовестных судовладельцев, которые могут подумать, что это дает им теперь возможность решать вопросы репатриации моряков, работающих на их судах, за государственный счет. В каждом из случаев, когда будут расходоваться средства федерального бюджета для возвращения российских граждан из-за рубежа домой, будут одновременно предприниматься решительные меры по возмещению судовладельцами понесенных государством расходов.
Вопрос: Недавно появилась информация, что Россия и Белоруссия рассматривают возможность введения единой въездной визы. На какой стадии находятся подобные переговоры, в какие сроки возможно заключение подобного соглашения?
Ответ: Возможность создания единого визового пространства с Белоруссией действительно прорабатывается. Связанные с этим вопросы рассматриваются в том числе и в рамках межведомственной комиссии (МВК) по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совещания которой регулярно проводятся на базе консульского департамента. Преимущества создания подобного пространства очевидны – это позволило бы получать иностранным гражданам одну визу сразу для двух стран. Однако о быстрой практической реализации такой возможности пока все же рано говорить. Этот вопрос имеет много составляющих, в т.ч. технического характера, и его решение потребует времени.
Вопрос: Произошли ли за последнее время какие-либо изменения в процедуре выдачи российских виз для рядовых граждан стран ЕС и США? Раньше от них часто приходилось слышать, как сложно получить российскую визу. По Вашим данным, с момента похолодания отношений России и стран Запада сократилось ли количество запросов на получение российской визы?
Ответ: Как известно, в 2007 году вступило в силу соглашение между Россией и Евросоюзом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и ЕС, которое предусматривает оформление по прямым обращениям приглашающих организаций. Подобное соглашение было заключено в 2012 году и с США.
Мы готовы и далее двигаться в этом направлении и вводить существенные визовые послабления при том условии, что аналогичные льготы будут предоставлены гражданам Российской Федерации. Исходим из того, что какое-либо одностороннее, не основанное на международном принципе взаимности упрощение визового режима представляется не вполне оправданным шагом.
Что же касается сложностей с получением российской визы, то подобные жалобы можно было слышать от тех граждан ЕС либо США, которые привыкли путешествовать в безвизовом режиме и никогда не обращались за визами в консульские учреждения третьих стран. Те же, кому случалось это делать, согласятся, что порядок получения российских виз по сравнению с соответствующими правилами, установленными в других иностранных государствах, является одним из самых либеральных как по составу требуемых документов, так и по срокам рассмотрения заявки. Так что все познается в сравнении.
Если обратиться к статистическим данным, то в период с марта по сентябрь с.г. количество виз, оформленных гражданам ЕС, снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 14,7%, гражданам США – на 29,5%. Однако эти данные нельзя однозначно связывать с похолоданием отношений России и стран Запада. Подобные тенденции наблюдаются на протяжении последних лет и связано это, в том числе и с увеличением количества выдаваемых нами многократных виз со сроком действия до трех лет.
Вопрос: Есть ли в планах изменение условий получения российских виз для иностранцев, в частности, введение практики сбора биометрических данных? Предпринимаются ли на законодательном уровне какие-либо шаги, чтобы упростить визовые процедуры для иностранных граждан, желающих посетить Россию?
Ответ: С января 2015 года мы планируем приступить к отработке на объектах пилотной зоны технологии сканирования отпечатков пальцев рук иностранных граждан и лиц без гражданства при оформлении им виз для въезда в Россию. С этой целью выбраны российские загранучреждения в Великобритании, Дании, Мьянме и Намибии.
Итоги этого эксперимента будут доложены в Правительство Российской Федерации, после чего будет приниматься решение о целесообразности распространения процедуры снятия биометрических данных на остальные наши дипломатические представительства и консульские учреждения.
Между тем, введение процедуры сбора биометрических данных не следует рассматривать как ужесточение визовой политики России. Подготовка к этому велась на протяжении нескольких последних лет. Главной целью данного нововведения является повышение защищенности выдаваемых виз в контексте пресечения нелегальной миграции, террористической и иной противоправной деятельности.
Напомню, что в 2015 году страны Шенгенской зоны вводят обязательный сбор биометрических данных для всех граждан России. Эта программа Евросоюза была озвучена достаточно давно, поэтому введение обязательного сбора биометрических данных не связано с санкциями и сложившейся ситуацией вокруг Украины. Хотя, конечно, нельзя исключать, что подобная мера вызовет для кого-то из российских граждан определенные неудобства.
Хотел бы отметить ведущуюся работу по упрощению процедуры оформления виз для иностранных граждан. МИД России подготовил законопроект, предполагающий сокращение количества документов, необходимых для оформления въездной визы в Россию. Также предлагается увеличить как кратность, так и максимальный срок действия туристических виз – с 30 дней до 6 месяцев.
Этот законопроект предусматривает также возможность применения принципа взаимности в том, что касается увеличения срока действия деловых и гуманитарных виз до пяти лет, а частных виз – до одного года.
На практике это будет означать существенные послабления в отношении граждан тех государств, которые готовы ввести аналогичные визовые льготы в отношении граждан Российской Федерации.
Кроме того, в целях обеспечения дополнительной защиты виз законопроектом предусматривается включение в российскую визу фотографии ее владельца.
Вопрос: В последнее время посольства иностранных государств в России все чаще открывают здесь свои визовые центры, через которые осуществляется прием заявлений. Вводятся ли аналогичные меры нашими представительствами за рубежом?
Ответ: В соответствии с международной практикой нами уже с 2008 года ведется работа по созданию визовых центров за рубежом. Первые российские визовые центры были открыты в Великобритании в 2009 году. В настоящее время в 26 странах мира функционирует 69 российских визовых центров. В 2013 году визовыми центрами обработано 1,6 млн. обращений, что в среднем составляет 56% от общего числа выданных виз.
Визовые центры доказали свою эффективность, приняв на себя значительный объем рутинной работы по обработке визовых заявок, что позволило оптимизировать работу консульских учреждений, повысить уровень их безопасности.
Вопрос: По Вашим сведениям, участились ли случаи обращения граждан Украины за видом на жительство или гражданством России в свете нынешнего кризиса?
Ответ: Судя по имеющейся статистике обращений в наши представительства на Украине по вопросам гражданства, их количество осталось на том же уровне, что и в 2013 году. За первые девять месяцев 2014 года – около 1300 таких обращений.
При этом следует иметь в виду, что наши загранучреждения наделены полномочиями по рассмотрению заявлений о приеме в гражданство лишь в упрощенном порядке. Речь идет главным образом о таких заявлениях в отношении несовершеннолетних детей, рожденных за рубежом в смешанных браках россиян и иностранцев. Обращения граждан Украины за получением гражданства в общем порядке – уже компетенция ФМС России.
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, текущую ситуацию на рынке выездного туризма: многие специалисты называют ее кризисной. С какими трудностями столкнулись наши консульские учреждения за рубежом, какая помощь оказывалась туристам, брошенным их обанкротившимися туроператорами?
Ответ: Безусловно, летний туристический сезон выдался крайне «жарким» в этом году: прекратили свою деятельность, как вы знаете, 16 туроператоров. Представители МИД России входят в кризисный штаб, созданный при Ростуризме. Мы находимся на прямой связи и с ассоциацией «Турпомощь», занимающейся экстренной эвакуацией туристов, пострадавших от действий туроператоров.
Что касается трудностей, то в некоторых случаях нами были отмечены попытки удержания гостиницами паспортов наших туристов или их багажа с тем, чтобы попытаться компенсировать неполученные деньги от своих разорившихся российских партнеров.
Такие отдельные инциденты были зафиксированы, в частности, в Доминикане и на Мальдивах. Сотрудникам наших загранучреждений пришлось предпринимать решительные меры. Исходим из неприемлемости подобных действий. В некоторых случаях приходилось обращаться за содействием местных властей страны пребывания для разрешения этих конфликтных ситуаций.
Не берусь прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на туристическом рынке, но хотелось бы надеяться на то, что пик проблем нынешнего сезона позади. Всего силами «Турпомощи» были возвращены на родину этим летом более 36 тыс. российских туристов.
Вопрос: По Вашим данным, изменилось ли в связи с обострением политической ситуации направление российских туристических потоков? Можно ли говорить о существенном падении спроса на поездки в страны Старой Европы?
Ответ: В ходе обсуждений в рамках межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере туризма, в состав которой входят также представители МИД России, приводились некоторые цифры в этой связи.
Так, по данным наших коллег из Ростуризма, в первом полугодии 2014 года выездной туристский поток сократился в целом на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом падение выезда в Старую Европу, которое составило до 30%, компенсировалось ростом на южноевропейском и азиатском направлениях. Вместе с тем нельзя исключать и того, что одновременно происходит некоторая переориентация рынка на самостоятельное бронирование туристами всех услуг – билетов, проживания и т.д. через интернет без обращения за помощью к туроператорам.