О ситуации на российско-украинской государственной границе
6 июня в МИД России была получена нота МИД Украины в которой без объяснения причин сообщается, что украинская сторона прекращает движение через государственную границу между Украиной и Российской Федерацией в ряде пунктов пропуска и местах пересечения границы, расположенных на территории Донецкой, Луганской областей Украины и Ростовской области Российской Федерации.
Ответ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на один из вопросов СМИ по итогам переговоров с Государственным секретарем США Дж.Керри, Париж, 5 июня 2014 года
Вопрос: Со своей стороны выразила ли Россия готовность повлиять на юго-восточные регионы, на противников киевской власти, на Донецкую Республику?
С.В.Лавров: Донецкая и Луганская народные республики возглавляются людьми, которые исходят из неприемлемости односторонних решений, принятых после государственного переворота. Понятно, что это противостояние не может быть вечным. Но также понятно и то, что люди, которые категорически не согласны с тем, как была свергнута власть в Киеве и с тем, как власть была захвачена, имеют полное право на отстаивание своих позиций. В конце концов их волнуют не столько методы и формы, сколько существо вопроса. А суть заключается в том, что у них есть свои права, они хотят отстаивать свою культуру, свои традиции, отмечать свои праздники, а не годовщину Р.Шухевича или С.Бандеры, они хотят разговаривать на своем языке и учить детей на том языке, который они считают родным. Они хотят, чтобы в тех регионах, где они живут, местное самоуправление и местная власть избиралась людьми, которые там проживают.
Полагаю, что это отнюдь не запредельные требования. В любом цивилизационном обществе – с точки зрения любых конвенций о правах человека, которые приняты и действуют в Европе – это абсолютно закономерные требования. Считаю, что сейчас самое главное – откликнуться на пожелания людей, чтобы начать диалог о том, как достичь договоренностей о совместном проживании, о том, как различные регионы Украины будут взаимодействовать между собой. Чтобы начать этот разговор, необходимо прекратить убийства мирных граждан. Насилие должно прекратиться с обеих сторон, со всех сторон – там есть и так называемая третья сила.
Убежден, что первый шаг должен делать тот, кто считает себя ответственным за безопасность своего государства – прежде всего люди, объявившие себя властью. Это закон политики, это неизбежно. Поэтому первым шагом должно быть прекращение так называемой «контртеррористической», а на самом деле карательной операции. Уверен, что Луганск и Донецк в этом случае сделают то, о чем они неоднократно говорили: будут готовы прекратить огонь, сесть за стол переговоров. С посредниками, без посредников – это уже неважно. Главное – прекратить огонь и начать диалог.