Из ответов на вопросы на брифинге официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 26 мая 2021 года
Вопрос: Утром 12 мая с.г. Вооруженные силы Азербайджана предприняли провокационные действия и пересекли государственную границу Армении на отрезке Черного озера Сюникской области. Игнорируя призывы международного сообщества, Азербайджан не только не выводит вооруженные силы с территории Армении, но и прибегает к новым противоправным действиям. 25 мая с.г. в результате перестрелки, начавшейся после обстрелов со стороны противника на приграничном участке села Верин Шоржа Гегаркуникской области, смертельное огнестрельное ранение получила военнослужащий контактной службы младший сержант В.Хуршудян. Два сопредседателя Минской группы ОБСЕ – США и Франция четко требуют вывода азербайджанских войск с суверенной территории Армении, какова позиция России в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ?
Глава МИД России С.В.Лавров, комментируя кризис на армяно-азербайджанской границе, заявил, что между сторонами достигнута договоренность, но какая именно не сказал. О какой договоренности идет речь?
Президент Азербайджана И.Г.Алиев в ходе дискуссии заявил:«Мы со своей стороны готовы признать границы Армении. Но и Армения должна признать Карабах частью Азербайджана». До сих пор переговоры проходили в формате Минской группы, статус Арцаха был одной из тем переговоров, и сейчас И.Г.Алиев заявляет, что Армения должна признать Карабах частью Азербайджана. Как Вы оцениваете такое заявление?
Ответ: Ваши вопросы взаимосвязаны, поэтому, если позволите, отвечу на них комплексно.
Сопредседатели Минской группы – представители России, США и Франции – занимаются исключительно нагорно-карабахским урегулированием. Это прописано в их мандате от ОБСЕ. В Заявлении от 13 апреля с.г. «тройка» сопредседателей подчеркнула «необходимость уделить особое внимание достижению окончательного, всеобъемлющего и устойчивого урегулирования» нагорно-карабахского конфликта. В этой связи к Азербайджану и Армении был обращен призыв «возобновить при первой возможности политический диалог на высоком уровне под эгидой сопредседателей». Отмечены вопросы, решение которых требует дополнительных усилий. В их числе:
- возвращение военнопленных и других удерживаемых лиц в соответствии с положениями Международного гуманитарного права;
- обмен всеми данными, необходимыми для осуществления разминирования в затронутых конфликтом районах;
- снятие ограничений на доступ в Нагорный Карабах, в том числе для представителей международных гуманитарных организаций;
- сохранение и защита религиозного и культурного наследия;
- поощрение прямых контактов и сотрудничества между затронутыми конфликтом общинами;
- укрепление мер доверия между людьми.
Хотела бы подчеркнуть, что формат сопредседателей пользуется широкой международной поддержкой. Именно в его рамках должно идти политическое урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Как известно, разногласия между Баку и Ереваном остаются существенными, особенно по вопросу статуса Нагорного Карабаха. После известных событий в сентябре-ноябре 2020 г. обе страны находятся в начале пути к восстановлению полноценного диалога и взаимного доверия.
Россия предпринимает активные посреднические усилия по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, стабилизации ситуации на Южном Кавказе, превращению его в зону процветания. Российские миротворцы гарантируют мир и безопасность в Нагорном Карабахе. Трехсторонняя рабочая группа под сопредседательством вице- премьеров России, Азербайджана и Армении занимается разблокированием транспортных и экономических связей в регионе. Российская сторона плотно вовлечена и в разрешение инцидента на азербайджано-армянской границе, содействуя снижению напряженности. Поддерживаем регулярные контакты с Баку и Ереваном на высшем и высоком уровнях. Налажена оперативная связь по линии военных и пограничных служб, внешнеполитических ведомств.
Пограничный инцидент не имеет прямого отношения к нагорно- карабахской проблеме. Основная причина – отсутствие международно- правового оформления азербайджано-армянской границы, оставшееся в наследство еще с советских времен. Исходим из того, что подобные ситуации следует решать исключительно мирным переговорным путем. В качестве долгосрочного решения видим запуск процесса делимитации азербайджано-армянской границы с ее последующей демаркацией. Россия готова этому всячески помогать.